Пауль Вегенер
Paul Wegener

Немецкий режиссер и aктеp.
Родился 11 декабря 1874 г.
в Йеррентовице (Западная Пруссия),
умер 13 сентября 1948 г. в Берлине.

 

РЕЖИССЕРЫ
   

После гимназии, которую он закончил в Кенигсберге, учился во Фрайбургском и Л ейпцигском университетах, брал уроки актерского мастерства, играл в любительских театрах. С 1906 г. работал в Немецком театре Макса Рейнхардта.
В качестве добровольца участвовал в первой мировой войне, был ранен, награжден Железным Крестом. Из-за болезни сердца вернулся в Берлин, где сначала играл у Макса Рейнхардта героев классического и современного репертуара, а после размолвки с мэтром — на сценах Мюнхена, Вены, Дармштад-та, Мангейма и др. европейских городов. В 1929 г. отправился в турне по Южной Америке.
Кинематографом заинтересовался в 1912 г. Вместе с писателем Хансом Хайнцем Эверсом и оператором Гуидо Зеебером работал над сценарием фильма "Пражский студент" (реж. Стеллан Рие), где сыграл роль бедного студента, легкомысленно продавшего свое отражение в зеркале дьяволу и после ряда трагических событий убившего себя, выстрелив в собственное отражение в зеркале. Фильм пользовался большим успехом у прессы и публики и стал одним из первых художественно значимых произведений немецкого кино. Опираясь на средневековую легенду (в 1908 г. инсценированную Артуром Холичером и переработанную в роман в 1914—1915 гг. Густавом Мей-ринком), В. вместе с режиссером Хенриком Галееном пишет сценарий "Голема" (1914), историю глиняной фигуры, пробуждаемой к жизни с помощью чудодейственного амулета. В том же году он выступает с докладом о "Новых целях кино", критикуя фильмы того времени за безвкусицу и тривиальность. Намечая возможные перспективы киноискусства, обращает внимание на роль ирреального и фантастического в кинематографе, на возможное использование мультипликации и кинотрюков, предвосхищая стилистически и содержательно свои будущие фильмы, где сказочные тексты постоянно опрокидываются в современность: "Свадьба Рюбеца-ля", "Ханс Труц в сказочной стране", "Крысолов" (1918).
В 1920 г. В. снова возвращается к мотиву "Голема" и уже на основе своих теоретических постулатов снимает картину 'Толем и как он пришел в мир", ставшую одним из первых мировых успехов немецкого кино.
В 20-е гг. В. посвящает себя большей частью актерской работе, лишь дважды возвращаясь к режиссуре в фильмах "Конец герцога Ферран-те" и "Живые Будды", для съемок которого была создана специальная компания "Пауль Вегенер — Фильм АГ". Невероятно дорогой фильм стал большим финансовым провалом и последней работой компании. В последующие годы В. сосредоточился на ролях экзотических, таинственных персонажей: "Свенгали", "Рам-пер, человек-зверь","Альраун"...
В начале 30-х В. выступает за "левый политический театр" Эрвина Пискатора, в 1931 г. едет в Одессу, где тот снимал германо-советский фильм "Восстание рыбаков" по роману Анны Зегерс, вращается в кругах прогрессивных художников и в' начале 1933 г. публикует пацифистский "Фландрский Дневник. 1914". Это не мешает ему сниматься в тенденциозно-пропагандистских нацистских фильмах, играя отрицательных персонажей: коммуниста в кинопанегирике Хорсту Весселю "Ханс Вестмар", русского генерала Чернышева в "фильме нации" "Великий король", наконец, коменданта города в "Кольберге" Фейта Харлана. В эти же годы он снова возвращается к режиссуре, снимая развлекательные фильмы, лишенные политического подтекста: театральную комедию "Подруга великого человека", приключенческий фильм "Человек хочет в Германию", германо-польскую костюмированную ленту "Август Сильный", восточную мелодраму с Полой Негри в главной роли "Москва — Шанхай", криминальные фильмы "Часискушения", "Крахи счастье вокруг Кюннеманна" и "При закрытых дверях". Начатая им в середине 1934 г. лента "Красная смерть под Ригой" о борьбе немецких добровольцев против Красной Армии в 1919г. была снята с производства из-за протеста правительства Латвии. После окончания войны по распоряжению Советской военной администрации Вегенер был назначен президентом "Палаты деятелей искусств".

Фильмография:
"Голем" (совм. сХ. Галееном, Der Golem), 1914; "Йог" (DerJoghi), "Свадьба Рюбецаля" (Rubezahlshochzeit), оба— 1916; "Ханс Труц в сказочной стране" (HansTrutz in chlaraffenland), 'Толем и танцовщица" (Der Golem und die Tanse-rin), оба— 1917; "Чужой князь" (Derfrem-de Furst), "Крысолов" (Der rattenfanger von Hamelin), оба — 1918; 'Толем и как он пришел в мир" (Der Golem und wie er in die welt kam), 1920; "Конец герцога Ферранте" (HerzogFerrantesEnde), 1922; "Живые Будды" (Lebende Buddhas), 1923; "Подруга великого человека" (Die Freun-din eines grossen Mannes), "Человек хочет в Германию" (Ein Mann wil nach Deutsch-land), оба — 1934; "Август Сильный" (August der Starke), "Москва — Шанхай" (Moskau — Shanghai), "Час искушения" (Die Stunde der Versuchung), все — 1936; "Крах и счастье Кюннеманна" (Krach und Gluck urn Kunnemann), "При закрытых дверях" (Unter Asschluss der Offentlich-keit), оба — 1937; "Моя жизнь за Ирландию" (Mein Leben fur Irland), 1941. Библиография: Кракауэр 3. Психологическая история немецкого кино: от Ка-лигари до Гитлера М., 1977; Садуль Ж. Всеобщая история кино. М., 1982; Herbert Pfeiffer. Paul Wegener. Berlin/West, 1957, Noa Wolfgang. Paul Wegener. Berlin/DDR, Henschel. 1964; Warthmuller Peter. Paul Wegener — damonischer Koloss. // Knut Hickethier (Hg.): Grenzganger zwischen Theater und Kino. Berlin/West, 1986.

 

 

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz