Жорж Мельес
Melies Georges

Французский кинорежиссер.
Родился 8 декабря 1861 г.,
умер 21 января 1938 г.

 

РЕЖИССЕРЫ
   

Один из пионеров кинематографа. Сын фабриканта обуви, Жорж Мельес на приданое своей жены, составившее полмиллиона франков, приобрел театр "Робер Уде", основанный иллюзионистом и фокусником, в котором отточил собственное мастерство мистификатора и режиссера, примененное впоследствии в киноискусстве. М. стал не только пионером кинорежиссуры, он направил кино по пути театрализованного зрелища.
Приобретя за 28 тыс. франков киноаппарат Уильяма Пола, М. начинает экспериментировать как с реалистическими, так и с трюковыми сценами, не привнося поначалу первыми восьмьюдесятью своими лентами, снятыми в 80-е гг. прошлого века, ничего нового по сравнению с прочими энтузиастами нового вида искусства. Он смог совершить революцию в киноиндустрии, построив в своем поместье в Монтре, в пригороде Парижа, первую киностудию за 80 тыс. франков. Благодаря случаю (в аппарате во время съемок заело камеру и омнибус превратился в катафалк) обнаружив возможность воспроизведения на экране превращений и исчезновений людей и предметов, М. делает этот прием одним из основополагающих в своих экспериментах. Трюк превращения (дамы в черта, китайскую вазу или в букет цветов) или замены, используемый им, начиная с фильма "Фауст и Маргарита", буквально ошеломляет зрителя.
Со временем арсенал художественных средств Мельеса обогащается двойной экспозицией, комбинированной фотографией, двойной и многократной экспозицией, съемкой в каше. Именно М. кинематограф обязан всеми этими открытиями. И хотя камера в его лентах намеренно театрально неподвижна, хотя он отвергает значение крупного плана, уже тогда применяемого прочими режиссерами, и в случае необходимости укрупнения предмета вместо приближения его к камере изготавливает его в огромном размере (как это произошло с ключом в "Синей Бороде"), хотя его манера кажется архаичней по сравнению с опытами Люмьера (отказ от монтажа, смены планов, съемка не эпизодами, а целыми сценами), М. является основоположником зрелищного постановочного кинематографа. М. обращался к постановкам в разных жанрах — от фантастики ("Путешествие на Луну") и поэтических феерий, разыгранных с помощью пантомимы ("Золушка", "Красная Шапочка", "Гулливер", "Робинзон Крузо"), до художественной реконструкции реальных событий ("Морской бой за Грецию", "Дело Дрейфуса").
Однако талант кинематографиста-волшебника в Мельесе вовсе не сочетался с дарованиями бизнесмена. Его дорогостоящие постановки, поначалу приносившие прибыль, очень скоро начали беззастенчиво копироваться торговцами как в Европе, так и в Америке, и начавший деятельность в кино богатым человеком, М. вскоре разорился, студия в Монтре, да и само поместье были проданы за долги, а самого автора более 4000 лент, одного из создателей французского и мирового киноискусства спустя годы обнаружили торгующим газетами на том самом вокзале, что запечатлел Люмьер в "Прибытии поезда"...

Фильмография:
"Игра в карты" (La partie de cartes), "Страшная ночь" (Unenuit terrible), "Замок дьявола" (Le manoir du diable), все — 1896; "Морской бой за Грецию" (Combat naval a Grece), "Фауст и Маргарита" (Faust et Marguerite), оба — 1897; "Дьявольская магия" (Magiediabo-lique), "Человек со складными головами" (L'hommedetete), оба — 1898; "Христос, идущий по воде" (Le Christ merchant sur les eaux), "Дело Дрейфуса" (L'affaire Dreyfus), "Золушка" (Cendrillon), все— 1899; "Жанна Д'Арк" (Jeanne d'Arc), 1900; "Красная Шапочка" (Le petit Chaperon rouge), 1901; "Путешествие на Луну" (Le voyage dans la Lunc), 1902; "Фауст" (Faust), 1904; "Рип-Ван-Винкль" (Rip Van Winkle), 1905; "200 000 лье подводой" (200 000 lieues sous les mers), 1907; "Столкновение" (L'eclipce), "Гамлет" (Hamlet), "Пошардиана" (Pochardiana), 1908; "Ha завоевание полюса" (A la conquete du Pole), 1913; и др.

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz