Марко Беллоккио
Marco Bellocchio

Итальянский режиссер.
Родился 9 ноября 1939 г.
в Пьяченце в семье адвоката
и школьной учительницы.

РЕЖИССЕРЫ
   

По окончании школы поступил на философский факультет Миланского университета и параллельно посещал лекции в Академии драматического искусства. Но уже к 20 годам Б. делает окончательный выбор, переезжает в Рим, где поступает в Экспериментальный киноцентр. Позднее заканчивает и Высшие режиссерские курсы в Лондоне. Сняв три короткометражных документальных фильма, Б. в 1965 г. дебютирует в художественном кино картиной "Кулаки в кармане", которую принято считать лучшим дебютом в итальянском кино после "Одержимости" Лукино Висконти. Показанная в рамках кинофестиваля в Локарно картина произвела настоящий фурор и принесла своему 26-летнему автору мировую известность. Любопытно, что первый опыт сына финансировался его семьей, выделившей 50 млн. лир и деревенский дом, где ребенком Марко проводил лето.
Фильм-притча, фильм-гротеск продемонстрировал умонастроения молодежи накануне Контестации
1968-1969 гг., отразив все то, что в обществе "отцов" было для них неприемлемо: власть семьи, насилие над личностью, культ матери, лицемерие и фальшь. Не пощадив "ни отцов, ни детей", Б. рассказал жестокую историю на грани патологии о семье, в которой мать слепа, сын эпилептик, дочь невротичка и спит с братом, а младший ребенок просто инфантильный идиот. Ниспровергательский характер фильма породил волну подражаний и стал манифестом леворадикального кинематографа, под флагом которого начинали Бертолуччи, Тавиани, Орсини, Ка-вани и др.
В эти же годы Б. сотрудничает с журналом своего брата Rendiconti, где публикует подборку стихотворений. Первая половина творческого пути Б. будет связана с кинематографом Контестации. Его фильмы "Китай близко" (спец. пр. жюри МКФ в Венеции, 1967), "Во имя отца", "Поставьте чудовище на первую полосу", "Триумфальный марш" характеризуют Марко Беллоккио как режиссера, тщетно ищущего в темах, сюжетах и стилистике своих лент баланс между личным и общественным, автобиографичностью замкнутого, склонного к миросозерцанию интеллектуала и социальностью, общественной значимостью, которой требует от искусства конкретно-исторический момент. Постепенно, по мере того как идет на спад политизированность национальной жизни и национальной кинематографии, в фильмах Б. начинают доминировать рефлексия, диалектическая отстраненность автора от предмета разговора, сфокусированность на кинематографической повествовательности.
Большое влияние оказала на Б. работа в театре, где он дебютировал еще в 1969 г., которая для него всегда шла рука об руку с режиссурой кинематографической. Именно театр развил в Б. высокую требовательность к литературной первооснове. В 1977 г. он экранизирует "Чайку" А. Чехова, в 1980 г. снимает "Прыжок в пустоту" о сложных отношениях брата (Пикколи) и сестры (Эме), которые большую часть жизни прожили бок о бок друг с другом, в 1982 г. — "Глаза, рот". Эти фильмы завершают переход режиссера от объективности социально-значимых тем к субъективности частных историй, в которых предметом наблюдения и исследования становится человек, его внутренняя жизнь, его психика.
В эти же годы Б. отходит от Союза итальянских коммунистов, активным участником которого был на рубеже 60-70 гг., становится все более аполитичным. Переход этот не был безболезненным, в своих интервью Б. (склонный к самоанализу тоже) говорит о том, что пережил длительный период профессионального кризиса. Во многом помог ему психоаналитик Фалджоли, который, начиная с картины "Дьявол во плоти", становится консультантом и соавтором сценариев режиссера. Сохраняя интерес к теме семьи, Б. теперь выходит на новый круг проблем, уже не социальных, а экзистенциальных. Симбиоз художественного исследования и психоанализа становится доминирующим методом его творчества, сутью содержательной и стилистической ткани фильма. Именно поэтому Б. часто обращается к теме безумия — "Генрих IV" по повести Луиджи Пиранделло, "Сон бабочки", "Принц Гомбургский" по пьесе Генриха фон Клейста, которая дает обширный материал для размышлений о пограничных для человека отношениях с действительностью, окружающими, самим собой.
В настоящее время Марко Беллоккио преподает в Экспериментальном киноцентре в Риме, является артдиректором нового МКФ в Ривьера Адриатика. Б. снялся в целом ряде фильмов как актер, работает также на дубляже, продолжает писать стихи.


Фильмография:
- "Кулаки в кармане" (1 pugni in tasca), 1965;
- "Китай близко" (La Cina ё vicina), 1967;
- "Спорим, спорим" (Discutiamo, discutiamo), 1969
- "Паола" (Paola), 1969
- "Да здравствует первое мая" (Viva il pri-mo raaggio), 1969;
- "Во имя отца" (Nel nome del padre), 1971;
- "Поставьте чудовище на первую полосу" (Sbatti il mostroinprimapagina), 1972;
- "Развяжите сумасшедших", новелла "Никто или все" (Matti da slegare, l'episodio Nessuno о tut-ti), 1974;
- "Триумфальный марш" (Marcia trionfale), 1976;
- "Чайка" (II gabbiano), 1977;
- "Машинакино" (La macchina cinema), 1978;
- "Прыжок в пустоту" (Salto nel vuoto), 1980
- "Каникулы в Вэл Треббья" (Va-canze in Val Trebbia), 1980;
- "Глаза, рот" (Gli occhi, la bocca), 1982;
- "Генрих IV" (Enrico IV), 1984;
- "Дьявол во плоти" (Diavolo in corpo), 1986;
- "Образ Саббы" (LavisionedelSabba), 1988;
- "Обвинение" (La condanna), 1991;
- "Сон бабочки" (II sogno della farfalla), 1994;
- "Усталые сны: размышления и бред" (Sogni infranti: ra-giomenti e deliri), 1995;
- "Принц Гомбургский" (II principe di Homburg), 1997.

 

 

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz