Эрнст Любич
Ernst Lubitsch

Немецкий и американский режиссер.
Родился 28 января 1892 г. в Берлине.
Умер 30 ноября 1947 г. в Калифорнии.

 

 

РЕЖИССЕРЫ
   

Любич впервые попал в театр благодаря тому, что на фабрике его отца шили театральные костюмы. Увлекшись сценой, начал выступать сначала в качестве статиста, а потом характерного актера. Ему, как правило, поручали роли шутов и слуг в пьесах Шекспира, Ведекинда, Гауптмана, Мольера. Учился в мастерской М. Рейнхардта, чьи основные творческие принципы использовал позднее в своей режиссерской деятельности. В 1913 г. Любич получил роль в кино. Вскоре ему предоставилась возможность попробовать силы в режиссуре. Он работал быстро и успешно, снимая в среднем 5-6 фильмов в год. Из этого периода творчества Любича почти ничего не сохранилось, кроме названий — "Фрейлейн — Мыльная пена", "Сахар и корица", "Его единственный пациент", "Последний костюм" и др. Историк кино Лотта Эйснер отмечает, что в большинстве своем это были "комедии Пощечин" с ярко выраженным еврейским акцентом.
Комедии Любича пользовались успехом у зрителей, это и побудило руководство УФА пригласить режиссера для работы с новой звездой Полой Негри. Сначала Любич отказывался, но со временем дал себя уговорить. Их содружество, продолжавшееся долгие годы, началось фильмом "Глаза мумии Ма" (1918), действие которого происходило в Древнем Египте. Немецкий художник влюбляется в храмовую танцовщицу. Она отвечает взаимностью. Влюбленную пару преследует местный жрец. Спасая художника, танцовщица погибает от его руки. В "Кармен" (1918) Пола Негри предстала в облике красавицы-цыганки, беспечно играющей влюбленными в нее мужчинами. В "Жене фараона" (1921) Любич вновь обратился к любимой теме Египта. Коренное отличие этой ленты от "Глаз мумии Ма" состояло в том, что в ней были задействованы огромные толпы статистов, что придало повествованию воистину эпический размах. В картине "Сумурун" камера Любича пробралась в святая святых арабского Востока — гарем. Молодая наложница влюблена в сына своего хозяина. Когда тот узнает об измене наложницы, он приказывает уничтожить влюбленную пару. Сам Любич, памятуя о своем прошлом характерного актера, сыграл злого горбуна, из-за которого начинаются все беды влюбленных.
Найдя на арабском Востоке воистину неисчерпаемый кладезь тем и сюжетов, Любич, однако, не стал им ограничиваться. Самый громкий успех — прежде всего за пределами Германии — принесла ему историческая мелодрама из французской жизни "Мадам Дюбарри" (1919). Красота помогает парижской модистке Женни завоевать положение при французском дворе и получить титул графини Дюбарри. Став фавориткой Людовика XV, она добивается освобождения из тюрьмы своего любовника Армана. Тот, тяготясь своим зависимым положением при дворе, поднимает народ на штурм Бастилии. Когда король умирает, фаворитка оказывается в руках восставших, а сопровождает ее на казнь Арман, заваривший всю эту кашу. Весьма похожий сюжет с гильотиной рассказывался и в фильме "Анна Болейн" (1920). Правда, вместо Лувра здесь был лондонский Тауэр. И на смерть возлюбленная короля Генриха VIII обрекалась потому, что не могла подарить ему наследника.
Серьезные историки не раз уличали режиссера в злостном искажении исторической правды. Однако он вовсе не стремился к тому, чтобы по его картинам изучали быт и нравы ушедших эпох. Его творческий принцип гласил: "Фильм должен давать радость не только уму и сердцу, но и глазу". Постановки Любича поражали воображение роскошью костюмов и декораций. Хотя его отец сокрушался, что сын не захотел наследовать семейный бизнес, тот подчинил пропаганде хорошего вкуса такое важное и современное искусство, как кинематограф. Его стиль отличался изысканностью, и при выработке режиссерской стратегии Любич предпочитал не ломиться в открытую дверь. Ироничность и изящество являлись неотъемлемым свойством режиссерского почерка Любича. Природная жизнерадостность не позволяла ему принять глубоко пессимистический тон немецкого кино. В 20-е гг. оно испытало нашествие искусственных существ, созданных безумцами для покорения мира ("Чужой", 1913;"Голем", 1915; "Гомункулус", 1916, "Метрополис", 1926, и др.). И этой теме Любич сумел придать свое, сугубо ироническое звучание в фильме "Кукла" (1919). Молодой человек укрывается в монастыре, чтобы избежать женитьбы. Местные монахи решают разнообразить его жизнь с помощью заводной куклы. Поскольку та ломается, в келью попадает живая девушка, и очень скоро молодой человек понимает, как хорошо быть женатым мужчиной.
Любич умел весело и беззаботно высмеять то, что для других мастеров немецкого кино служило поводом для страданий и пессимизма. В силу этих причин он ощущал себя изгоем в немецком кино и в 1923 г. с радостью принял предложение американцев поработать в Голливуде. Там его талант расцвел, особенно с приходом в кино звука. Самые капризные голливудские звезды стремились работать с ним. "Ниночка" с Г. Гарбо, "Ангел" с М. Дитрих, "Быть или не быть" по праву считаются классикой комедийного жанра. Когда осенью 1947 г. Любич скоропостижноскончался от сердечного приступа, о нем скорбел весь Голливуд. У этого режиссера не было врагов, зато было много поклонников его веселого, жизнерадостного искусства. Об этом свидетельствует и Специальная премия "Оскар", врученная режиссеру за вклад в развитие киноискусства в 1946 г. (Более подробно об американском периоде творчества Любича см. в кн. "Кино США. Режиссерская энциклопедия".)

Фильмография:

  1915 "Сахар и корица" (Zucker und Zimt)
  1915 "Фрейлейн — Мыльная пена" (Fraeulein Seifenschaum)
  1915 "Его единственный пациент" (Sein einziger Patient)
  1915 "Крафтмайер" (Kraftmeyer)
  1915 "Последний костюм" (Der letzte Anzug)
  1915 "Слепая корова" (Blindekuh)
  1916 "Когда я был мертвым" (A!s ich tot war)
  1916 "Обувной салон "Пинкус" (Schuhpalas Pinkus)
  1916 "Смешанный женский хор" (Der gemischte Frauenchor)
  1916 "Прекрасный подарок" (DasschoensteGeschenk)
  1916 "Общество с ограниченной ответственностью — тенор" (Der G.m.b.H — Tenor)
  1916 "Новый нос" (DieneueNase)
  1917 "Король сыров Холлендер" (Kaesekoenig Hollaender)
  1917 "Король блузок" (Der Blusenkoenig)
  1917 "Дневник Осей" (Ossi'sTagebuch)
  1917 "Если четверо сделают одно и то же" (Wenn vier dasselbe tun)
  1917 "Веселая тюрьма" (Das fidele Gefaengnis)
  1917 "Принц Сами" (Prinz Sami)
  1918 "Девушка из балета" (Das Maedel vom Ballet)
Есть в наличии 1918 "He хочу быть мужчиной" (Ich moechte kein Mann sein)
  1918 "История с горшком роз" (Der Fall Rosentopf)
Есть в наличии 1918 "Глаза мумии Ма" (Die Augender Mumie Ma)
  1918 "Кармен" (Carmen)
  1918 "Мейер из Берлина" (Meyer aus Berlin)
  1919 "Моя жена, киноактриса" (Meine Frau, die Filmschauspielerin)
Есть в наличии 1919 "Принцесса устриц" (Die Austernprinzessin)
  1919 "Опьянение" (Rausch)
  1919 "Мадам Дюбарри" (Madame Dubarry)
Есть в наличии 1919 "Кукла" (Puppe)
  1920 "Дочери Колхизела" (Kohlhiesels Toechter)
  1920 "Ромео и Джулия в снегах" (Romeo und Julia im Schnee)
Есть в наличии 1920 "Сумурун" (Sumurun)
Есть в наличии 1920 "Анна Болейн" (Anna Boleyn)
Есть в наличии 1921 "Горная кошка" (Die Bergkatze)
  1921 "Жена фараона" (Das Weibdes Pharao)
  1922 "Пламя" (Die Flamme)
Есть в наличии 1924 "Брачный круг" (The Marriage Circle)
Есть в наличии 1925 "Поклонник леди Виндермер" (Lady Windermere's Fan)
Есть в наличии 1927 "Принц студентов" (The Student Prince in Old Heidelberg)
Есть в наличии 1929 "Вечная любовь" (Eternal Love)
Есть в наличии 1929 "Парад любви" (The Love Parade)
  1930 "Парамаунт на параде" (Paramount on Parade)
  1931 "Улыбающийся лейтенант" (The Smiling Lieutenant)
  1931 "Человек, прогнавший свою совесть" (Der Mann, der sein Gewissen trieb)
  1932 "Если бы у меня был миллион" (If I Had Million)
  1932 "Один час с тобой" (One Hour with You)
Есть в наличии 1933 "Переполох в раю" (Trouble in paradise)
Есть в наличии 1933 "Дизайн для жизни" (Design for Living)
Есть в наличии 1934 "Веселая вдова" (The Merry Widow)
Есть в наличии 1937 "Ангел" (Angel)
Есть в наличии 1938 "Восьмая жена Синей Бороды" (Bluebeard's Eighth Wife)
Есть в наличии 1939 "Ниночка" (Ninotchka)
Есть в наличии 1940 "Магазин за углом" (The Shop around the Corner)
Есть в наличии 1941 "Это неопределенное чувство" (That Uncertain Feeling)
Есть в наличии 1942 "Быть или не быть" (То Be or Not to Be)
Есть в наличии 1943 "Небеса могут подождать" (Heaven Can Wait)
Есть в наличии 1946 "Клуни Браун" (Cluny Brown)
  1948 "Эта дама в горностае" (That Lady in Ermine)

 

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz