Мартон Келети
Keleti Marton

Венгерский режиссер.
Родился 26 апреля 1905 г. в Будапеште.

 

 

РЕЖИССЕРЫ
   

Самый известный представитель жанрового, коммерческого венгерского кинематографа.
Первые шаги в искусстве сделал в 20-е гг. в качестве помощника режиссера в театре. Позже самостоятельно ставил драматические и оперные спектакли. Его приход в кино совпал с началом звукового периода. К. работал на киностудии ассистентом режиссера — сначала у Пала Фейоша, когда тот ставил свою знаменитую ленту "Весенний ливень", затем — у Ласло Вайды и Иштвана Секея, одного из самых крепких мастеров довоенного венгерского кинопроизводства. Дебютировал в 1937 г. адюльтерной комедией "Угрюмый муж" и в том же году выпустил на экран еще две картины ("Невеста из Тороцка" и "Вики"). В следующем году проявил такую же продуктивность, поставив три репертуарные комедии: "Борча в Америке", "Трудно быть отцом", "Кури свою трубку, Ладани". Однако с 1939 г., когда в Венгрии вступил в силу "запрет на профессию" для евреев, Келети уже не мог ставить фильмы под своим именем. Зато опытный кинематографист, он был первым, кто сразу после второй мировой войны вошел в полуразрушенные студийные павильоны и поставил фильм "Учительница" (1945). Сделанная мастерской рукой, хорошо передававшая атмосферу 1900-х гг., использовавшая современный монтаж и демонстрировавшая реалистическую, лишенную шаблонов игру актеров, эта экранизация пьесы Шандора Броди своей заявкой на критический реализм явилась для Мартона Келети значительным шагом вперед. Кроме того, он станет с этого времени едва ли не самым плодовитым режиссером в венгерском кинопроизводстве, практически каждый год выдавая новый фильм, а то и сразу два, пользующиеся зрительским успехом.
Келети хорошо чувствовал конъюнктуру времени и безошибочно выбирал материал и жанр. В 1948 г., в период т.н. "партийного кинопроизводства" (когда киностудии были распределены между четырьмя партиями, составлявшими правительственную коалицию) на киностудии "Ориент" (приписанной социал-демократической партии) Келети поставил фильм "Осада Бестерце" по роману венгерского классика Кал-мана Миксата — не лишенную увлекательности "комедию положений", высмеивавшую в духе времени мелкопоместное венгерское дворянство прошлого века. Разоблачение феодальной Венгрии он позже продолжил (на этот раз в ключе драмы) в фильме "Странный брак" (1951), еще одной экранизации Миксата, получившей признание зрителей и критики. И все-таки самой сильной его стороной было комедийное начало. И опереточное — в первые годы после освобождения он одновременно с работой в кино заведовал литературной частью будапештского Театра оперетты. В ключе опереточного гротеска Келети экранизировал старую музыкальную комедию "Мишка-аристократ" (1948), слегка перелицевав ее на новый лад. Став на долгие годы одной из самых популярных венгерских кинокомедий, она своим успехом немало обязана венгерскому комику Калману Латабару, известному с довоенных времен. К. затем поставил с ним еще ряд комедий, основанных на характерных трюках артиста и остроумных диалогах ("Яника", 1949; "С песней по жизни", 1950; "Новички на стадионе", 1951; "С юным сердцем", 1953). Лучшая из них — "Выше голову!" (в сов. прокате "Судьба клоуна", 1954), которая достигала звучания подлинной трагикомедии, рассказывая о судьбе клоуна в период фашистской оккупации Венгрии и последующего освобождения. Поставленная им в год венгерского восстания 1956 г. комедия "Чудесный нападающий", действие которой происходит в воображаемой стране Футболии, отражала венгерскую футболоманию и одновременно изображала в пародийной форме диктатуру. Но тот же К. спустя три года проиллюстрирует официальную, партийно-государственную версию трагических событий 1956 г. в фильме "Вчера" (1959).
В самом начале 60-х гг., когда венгерское кино с приходом нового поколения режиссеров вступило в пору обновления, Келети, удостоенный всех почетных венгерских званий и наград, с 1950 г. преподававший режиссуру в будапештском Институте театра и кино и возглавлявший кинофакультет, стал терять почву под ногами, но пытался не сбавлять темпа. Хорошие и плохие фильмы — в жанре комедии, мелодрамы, детектива — сменяли друг друга. С 1964 г. он работал также на телевидении, ставил там спектакли и фильмы. Среди удачных его кинолент этого периода — две лирические комедии с Евой Рутткаи ("История моей глупости", 1965 и "Этюд о женщинах", 1967). Однако вершиной его творчества явилась гротескная лента " Младший сержант и другие" (1965), которая впервые после "Выше голову" рассказала средствами сатиры о последних днях второй мировой войны, когда Венгрия переживала пик террора. Вслед за писателем Имре Добози, которому принадлежит сценарий, К. основательно включался здесь в характерный для венгерского кино 60-х гг. спор с собственной национальной мифологией. После этого он поставил еще девять картин и, не завершив десятую — музыкальный, костюмный, приключенческий фильм "Палко Чином" (1973),-умер (1973).

Фильмография:
"Угрюмый муж" (Ahara-pos ferj); "Невеста из Тороцка" (Torockoi menyasszony); "Вики" (Viki), все — 1937; "Борча в Америке" (Borcsa Amerikaban), "Трудно быть отцом" (Nehez apanak lenni), "Кури свою трубку, Ладани" (Те csak pipalj, Ladanyi!), все — 1938; "Учительница" (A tanftono), 1945; "Осада Бестерце" (Beszterceostroma), "Мишка-аристократ" (Magnas Miska), оба — 1948; "Яника" (Janika), 1949; "С песней по жизни" (Da-lolvaszepazelet), 1950; "Странный брак" (Kulonos hazassag), "Новички на стадионе" (Civilapalyan),o6a— 1951; "Эркель" (Erkel), 1952; "С юным сердцем" (Ifju sziwel), "Маленький крейцер" (Kiskrajcar), оба— 1953; "Выше голову!" (Fela fejjel, в сов. прокате "Судьба клоуна"), 1954; "Торжественное представление" (Diszeloadas), "Мостжизни" (Az elet hidja), оба — 1955; "Два признания" (Kit vallomas), 1957; "Последнее приключение Дон-Жуана" (Don Juan Iegutols6 kalandja), "Ночь черного глаза" (Fekete szem ejszakaja, Венгрия—Финляндия), оба — 1958; "Вчера" (Tegnap), "Граница в нескольких шагах" (Par lepes a hatar), оба — 1959; "Пока наступит завтра" (Amig holnap lesz), "Чур, не я!" (Nemeranevem), "Ружья и голуби" (Puskak es galambok), все — 1961; "Дождливое воскресенье" (Esosvasarnap), 1962; "Лебединая песня" (Hattyudal), 1963; "Однажды, двадцать лет спустя..." (На egyszer husz ev mulva), 1964; "Младший сержант и другие" (A tizedes meg tobbiek), "История моей глупости" (Butasagom tortenete), оба — 1965; "Переменная облачность" (Valtozo felhozet), 1966; "Этюд о женщинах" (Tanulmany a nokrol), 1967; "Рыцари "Золотой перчатки" (Az ага-nykestyfl lovagjai, тв), "Опрометчивый брак" (Elsietett hazassag), оба — 1968; "Рассвет" (Virrad), "История и частные дела" (Tortenelmi maganugyek), оба — 1969; "Грезы любви" (Szerelmi almok, Венгрия — СССР); 1970; "Герцог Боб" (Bobherceg), "Беги, чтобтебя поймали..." (Fuss, hogy utolerjenek...), "У меня было 32 имени" (Harmincket nevem volt), все — 1972; "Палко Чином" (Csinom Palko), 1973.

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz