Начинал как кинолюбитель, работал в документальном кино и рекламе, отсюда острое чутье на конъюнктуру и зрительский спрос в кинематографе. Первые его ленты были посвящены проблемам молодежи; несомненный интерес к ним вызвали отказ от павильонных съемок, работа с ручной камерой, использование новейших в то время возможностей сверхчувствительной пленки, что позволяло экспериментировать с естественным освещением. Одним словом, внешняя непосредственность, создаваемая как техническими возможностями, так и раскованной игрой актеров, которой сумел добиться Л., заставили заговорить о нем как об одном из режиссеров-новаторов, близких по стилистике направлению новой волны. Отличием же от этого направления служило явное тяготение к коммерции, в лентах Л. многое было рассчитано на успех, и в первую очередь их жанровая структура. Огромный успех сопутствовал его, несомненно, лучшему фильму "Мужчина и женщина" (гл. пр. МКФ в Каннах; пр. "Оскар"). В простой по форме мелодраме, ясной и четкой, трогательно-непритязательной, привлекали и игра актеров (А. Эме иЖ.Л. Трентиньяна), и мелодичная музыка, написанная Ф. Леем, органично выглядели и клиповые моменты, в 60-е гг. еще непривычные в игровом кино. В дальнейшем, как ни совершенствовал свое мастерство Л., от фильма к фильму становясь все более профессиональным и добротным ремесленником, успеха "Мужчины и женщины" повторить не удавалось. Но ленты его неизменно обеспечивают сборы, принося режиссеру (обычно выступающему и сценаристом, и продюсером, а порой и оператором) немалые дивиденды, тем более что Лелюш одновременно является и владельцем крупного зрелищного комплекса. Его излюбленными жанрами остаются мелодрама ("Жить, чтобы жить", "Мужчина, который мне нравится"), детективы ("Мошенник", пр. Давид и Донателло), приключенческие фильмы ("Смик, смак, смок", "Приключение есть приключение"). Иногда он объединяет их в некоем калейдоскопе, не лишенном, впрочем, присущей режиссеру изысканности, как это произошло с фильмом "Операция "С Новым годом!".
Фильмография:
"Любовь, как она есть" (Amour avec des si, L'), 1962; "Девушка и ружья" (Unefilleet des fusils), 1964; "Жан-Поль Бельмондо" (Jean-Paul Belmondo), "Великие мгновения" (Grands moments, Les),o6a— 1965; "Мужчина и женщина" (Un homme et une femme), 1966; "Далеко от Вьетнама" (Loin du Vietnam), "Жить, чтобы жить" (Vivre pourvivre), оба — 1967; "13 дней во Франции" (13 jours en France), 1968; "Мужчина, который мне нравится" (Un homme qui me plait), "Жизнь, любовь, смерть" (Vie, Г amour, la mort, La), оба — 1969; "Мошенник" (Voyou, Le), 1970; "Смик, Смак, Смок!" (Smic Smac Smoc), 1971; "Приключение есть приключение" (Aventure, c'est l'aven-ture, L'), 1972; "Операция "С Новым годом!" (Bonne annee, La), "Глазами восьми", эпизод "Проигравшие" (Visions of Eight, segment "Losers, The"), оба — 1973; "Вся эта жизнь" (Toute une vie), "Брак" (Mariage), оба— 1974; "Кошки-мышки" (Chat et la souris, Le), 1975; "Свидания" (Rendez-vous), "Новый мужчина — новые возможности" (Un autre homme, une autrc chance), оба — 1977; "Робер и Роберт (Robert et Robert), 1978; "Возможности памяти" (Within Memory), "И те, и другие" (Uns et les autres, Les), оба — 1981; "Эдит и Марсель" (Edith and Marcel), 1983; "Да здравствует жизнь!" (Viva la vie!), 1984; "Уходы, возвращения" (Par-tir, revenir), 1985; "Мужчина и женщина 20 лет спустя" (Un homme et une femme, 20 ans deja), "Внимание, бандиты!" (Attention bandits!), оба — 1986; "II у a des jours... et des lunes", 1990; "Прекрасная история" (Belle histoire, La), 1992; "Люмьер и компания" (Lumiere et compagnie), "Отверженные" (Miserables, Les), оба — 1995; "Мужчины, женщины и уроки управления ими" (Hommes, femmes, mode d'emploi), 1996; "Случайности и закономерности" (Hasards ou coincidences), 1998; "Одна за всех" (Une pour toutes), 1999.
|