Одна из важных фигур чехословацкого кино 60-х гг., призер Американской киноакадемии ("Оскар", 1965). С 16 лет снимался в кино как статист, писал сценарии. На рубеже немой и звуковой эры участвует со своим дядей, сценаристом Йозефом Окружным, в создании нескольких картин. Затем исполняет одну из ролей в фильме Владислава Ванчуры "Перед выпускными экзаменами" (1932). Позже создает киноотдел при обувных заводах Бати в Злине, снимает рекламные ролики, обладающие качеством экспериментальных фильмов. Во время войны участвует в работе подпольной организации чешских кинематографистов, разрабатывающей проект национализации и будущего развития чехословацкой кинематографии. После освобождения становится одним из основателей "Чехословацкого кино",государственного учреждения, занимающегося всем комплексом проблем (включая творческие), имеющих отношение к созданию и прокату фильмов, участвует в реорганизации национализированной киностудии "Баррандов" и принимает активное творческое участие в съемках фильма Б. Земана "Мертвый среди живых" (1947), где знакомится с Яном Кадаром.
Пять лет спустя дебютирует как режиссер захватывающей приключенческой драмой, снятой по всем канонам пропагандистского политического фильма, "Угон" ("Похищение", 1952), которая положила начало творческому сотрудничеству с Я. Кадаром, продолжавшимся вплоть до эмиграции последнего в 1969 г. Вместе они снимают камерную драму из жизни пражской окраины "Там, на конечной остановке" (1957) по одноименной книге Л. Ашкенази, отдавая дань итальянскому неореализму, и музыкальную комедию с элементами сатиры "Музыка с "Марса" о судьбе самодеятельной капеллы мебельной фабрики "Марс", где впервые, пока еще в комедийном плане, касаются темы реального морального облика коммуниста. Более остро эта тема прозвучала в сатирических "Трех желаниях", преодолевающих стандартную безличность чехословацкого кино 50-х постановкой острых проблем современности, развенчивающих общественные мифы. Комедия так и не вышла на экраны. На Баньска-Быстрицкой конференции (1957), решения которой на несколько лет затормозили развитие и переставили акценты в дальнейшей жизни чехословацкого кино, комедии К. и Кадара обвинили в ревизионизме, после чего последовал ряд карательных санкций, непосредственно отразившихся на творческой судьбе режиссеров: сатирические фильмы были положены "на полку", любое упоминание о них вычеркивалось цензурой. "Три желания" были изъяты из списка баррандовской продукции как несуществующие, готовый сценарий К. и Кадара "Репетиция продолжается" был отдан для реализации другому режиссеру, а творческий тандем лишили права работать в большом кино.
В период вынужденного простоя Клос и Кадар снимают полиэкранный фильм "Молодость", а затем на несколько лет становятся сотрудниками экспериментальной студии "Латерна Магика", которая со временем стала привычным местом ссылки провинившихся перед властью кинематографистов. Лишь в 1963 г., когда первые фильмы чехословацкой "новой волны" явочным порядком изменили ситуацию в области кино, они возвращаются в кинематограф экспрессивной психологической драмой времен войны "Имя смерти Энгельхен" ("Смерть зовется Энгельхен", 1963; Государственная премия за 1963 г.; "Золотая медаль" на МКФ в Москве; пр. лучшему фильму на МКФ в Лос-Аламосе; по одноименной повести Ладислава Мнячко), поднимая болезненный вопрос о моральной цене победы, оплаченной жизнями других. В лихорадочной смене обрывков галлюцинаций, снов и горячечного бреда тяжело раненного партизана проступает кровавая реальность войны, где нет правых и виноватых и где каждый неизбежно проходит испытание на человечность. Так разрабатываемая в ранних фильмах Клоса и Кадара тема морального облика коммуниста приобретает философскую глубину и масштабность, подготавливая почву для рождения доктрины социализма "с человеческим лицом". Яркое воплощение та же тема получила в политической драме "Обвиняемый" (1964, Главный пр. МКФ в Карловых Варах; по одноименной повести Л. Гашковой). Рассказанная в ней история директора-выдвиженца, которого судят за превышение полномочий, предпринятых по настоянию высших инстанций, превращается в острый социально-политический диспут, где сталкиваются разные позиции и взгляды на мораль и нравственность современного общества.
В своем самом знаменитом фильме, психологической трагикомедии о фашизме, увиденном изнутри, "Магазин на площади" (1965, "Оскар", 1966) по одноименной повести Л. Гроссмана с блестящими работами польской актрисы еврейского происхождения Иды Каминьской и словацкого актера Йозефа Кронера, отмеченными призами на Каннском кинофестивале, авторы вновь обращаются к военной истории, чтобы за внешними событиями, имевшими место в профашистском словацком государстве, увидеть глубинные процессы, происходящие в личности человека в моменты смертельных кризисов, когда над ним нависает реальная угроза самой его жизни. История Тоно Бртко, недалекого, но порядочного человека, ставшего — по недомыслию и глубоко спрятанному желанию стать кем-то большим и значительным — арендатором мелочной лавки старухи-еврейки, плохо понимающей суть происходящих событий, обнажает механизм распространения фашизма, который мог преодолеть границы государств, лишь пройдя через души людей.
В течение нескольких последующих лет Клос и Кадар готовят грандиозный проект экранизации "Войны с саламандрами" Карела Чапека. Но в последний момент обещавшие финансировать фильм американские продюсеры меняют свои планы, так что последней совместной картиной творческого тандема, работы которого всегда отличались гражданственностью позиции и актуальностью содержания, становится вневременная трагическая история любовного соперничества двух рыбаков, живущих на берегу Дуная, "Желание по имени Анада", продемонстрировавшая еще одну грань таланта режиссеров — лирическую. После ввода в Чехословакию войск Варшавского Договора в 1968 г. Ян Кадар эмигрировал в США, а Эльмар Клос был вынужден выйти на пенсию. В течение 20 лет он не имел права заниматься педагогической деятельностью. Ему запретили принять предложение преподавать в киношколах Финляндии и Югославии, куда он был приглашен для чтения курса лекций по кино. На общественных началах он стал работать в организации по охране памятников архитектуры. Только после 1989 г. К. смог вернуться на кафедру драматургии ФАМУ, а в 1990 г. — слять фильм с экологической тематикой "Бизон". Одновременно он возобновил свое участие в многосторонней деятельности восстановленного творческого Союза работников кино и телевидения (ФИТЕС).
Клос был одним из основателей пражской Кинор.кадемии, где до 70 лет читал лекции. Его учениками были известные ныне режиссеры Агнешка Холланд, Йордан Зафра-нович и др. В последние годы Эльмар Клос ежегодно организовывал ретроспективные показы фильмов своих бывших студентов из-за рубежа. Последняя подобная встреча была организована для выпускников пражской Киноакадемии (ФАМУ) из Югославии, для проведения которой он создал фонд, вложив туда свои личные средства.
Автор книги "Драматургия -это...", в которой он делился своим громадным практическим опытом кинематографиста, Эльмар Клосдо последних дней жизни работал над созданием "Истории чешской кинематографии".
Фильмография:
"Похищение" (Unos), 1952; "Музыка с Марса" (Hudba z Marsu), 1954; "Там, на конечной остановке" (Тат па копеспё), 1957; "Три желания" (Tfi pram), 1958; "Имя смерти Энгельхен" ("Смерть зовется Энгельхен", Smrtsifika Engelchen), 1963; "Обвиняемый" (Ob-zalovany), 1964; "Магазин на площади" (Obchod na korze), 1965; "Желание по имени Анада" (TouhazvanaAnada), 1969; "Бизон" (Bizon), 1990.
|