Получив образование ветеринара, увлекся кинематографом во время совместной работы с С. Спина над заказными научно-популярными картинами. Переехав из Милана в Рим, участвовал в создании "Документального еженедельника" — проект Ч.Дзаваттини, имевший короткую жизнь. В 1952 г. в качестве ассистента режиссера принимал участие в съемках фильма "Шинель" (реж. А. Латтуада). Вместе с Р. Гионе и Ч. Дзаваттини участвовал в создании фильмов "Любовь в городе", "Женщины и солдаты", "Пляж", в которых играл небольшие роли, писал сценарии, был исполнительным продюсером. В 1956 г. Феррери переехал в Испанию, где познакомился с писателем-сатириком Р. Аскона, ставшим его постоянным сценаристом, и вместе с ним снял несколько успешных картин: "Квартирка" (пр. ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах, 1958), "Парнишки" и "Коляска". В этих картинах наметилась авторская интонация Феррери, осуществляющего социальную критику в жанре "черного юмора". В 1961 г. Ф. вернулся в Италию, где продолжил развивать излюбленный жанр и тематику. В высшей степени оригинальные по содержанию и по форме картины "Королева пчел" и "Женщина-обезьяна", новелла "Профессор", "Дилинджер мертв" (пр. за лучший оригинальный сюжет на МКФ в Венеции, 1969), "Аудиенция" (пр. ФИПРЕССИ на МКФ в
Зап. Берлине) были полны сарказма, жестокой и горькой иронии в адрес основных общественных институтов — Церкви, Брака, Семьи... Фер-рери не боялся эпатировать публику, оскорблять ее вульгарным цинизмом или мрачным юмором, потому что считал, что иначе не побороть абсурд сложившегося жизнепорядка. Вместе с тем ему не чуждо сострадание к маленьким и убогим людишкам, достоинство которых растоптано их же родными и близкими, стремящимися к власти любой ценой.
Тема вырождения рода человеческого, мужских и женских особей стала доминирующей в творчестве Феррери в 70-е гг. В 1973 г. Феррери снял картину "Большая жратва" (пр. ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах), где прочитывалась аллегория об "обществепотребления", которое погибнет от обжорства. Иными словами, потребление самоубийственно по самой своей сути. Тема бездеятельно-апатичного саморазрушения человека, ведущего к его физическому самоуничтожению, звучит в фильмах-трагифарсах "Семя человеческое", "Последняя женщина" и "Прощай, самец". Бросая эпатаж -ный вызов обществу, Феррери развивает в этой "антимужской" трилогии идею полной дискредитации мужского начала во всем — от секса до политики. Интонация режиссера полна едкого сарказма: никчемные "самцы" — импотенты, без дома, без семьи, без родины — вот настоящее лицо общества. Будущее режиссер связывает с женщиной, с ее способностью к продолжению рода человеческого и, даст Бог, к его улучшению. Но оптимистический взгляд в будущее в фильмах Феррери является всегда как сон, как иллюзия, как утопия. "Истории обыкновенного безумия" (гл. пр. на МКФ в Сан-Себастьяне), "История Пьеры" и "Будущее — это женщина" складываются в трилогию о женщинах. Они прекрасны, хотя и не нуждаются в мужчине более, чем требует того физиология. Они самодостаточны в творчестве, в сексе. Они сострадают своим отцам или приятелям, но не хотят тащить эту обузу по жизни. Впрочем, и к детям они относятся как к обузе. Родив, они стараются скинуть их другим. Как существо социальное, человек в изображении Феррери хуже животного, потому что предает свои природные инстинкты. На вопрос, куда бежать, Феррери отвечает фильмом "Прошу убежища" (специальный пр. на МКФ в Зап. Берлине), где, по обыкновению непутевый, герой Роберто Бениньи мечтает плаватькоком на золотом корабле у берегов Таити. Но мечта иллюзорна, нельзя всю жизнь оставаться ребенком, и незадавшийся воспитатель детского сада кончает жизнь самоубийством в морской пучине. В картине "Как вкусны эти белые люди" Феррери продолжает издеваться над стремлением цивилизованного человечка спастись от цивилизации, вернувшись в лоно первозданной природы, словно в материнскую утробу. Но вместо тишины и покоя они находят там первобытных дикарей, которые мечтают их съесть. В последней ленте "Нитрат серебра" Феррери, словно предчувствуя скорую смерть, объяснился в любви к кинематографу, к его звездам и ордам зрителей, ежедневно по всему миру заполняющим кинозалы.
Фильмография:
"Квартирка" (El pisito), 1958; "Парнишки" (Loschicos), 1959; "Коляска" (El cochecito), I960; "Итальянки и любовь", новелла "Супружеская неверность" (Le italiane e l'amore, l'episodio ln-fedelta coniugale), 1961; "Королева пчел" (Una storia moderna: Tape regina) 1962; "Женщина-обезьяна" (Ladonna scimmia), 1963; "Противоположный пол", новелла "Профессор" (Controsesso, l'episodio II pro-fessore), 1964; "Человек с пятью шарами" (L'uomodeicinque palloni), 1965; "Свадебный марш" (Marcianuziale), 1966; "Гарем" (L'harem), 1967; "Дилинджер мертв" (Di-lingeremorto), 1969; "Семя человеческое" (II seme dell'uomo), 1970; "Аудиенция" (L'udienza), 1971; "Сука" (Lacagna), 1972; "Большая жратва" (La grande abuffata), 1973; "He прикасаться к белой женщине" (Non toccare la donna bianca), 1975; "Последняя женщина" (L'ultima donna), 1976; "Прощай, самец" (Ciao, maschio), 1977; "Прошу убежища" (Chiedo asilo), 1979; "Истории обыкновенного безумия" (Stone diordinariafollia), 1981; "История Пьеры" (Storia di Piera), 1983; "Будущее — это женщина" (II future e donna), 1984; "Я люблю тебя" (I love you), 1987; "Как вкусны эти белые люди" (Comesonobuo-ni i bianchi), 1988; "Дом улыбки" (La casa delsorriso), 1990; "Плоть" (Lacarne), 1991; "Дневник порока" (II diario di un vizio), 1993; "Нитрат серебра" (Nitrato d'argen-to), 1995.
|