Этторе Скола
Scola Ettore

Итальянский сценарист и кинорежиссер.
Родился 10 мая 1931 г.

 

РЕЖИССЕРЫ
   

В молодые годы входил в ядро юмористов, создавших журнал Marc'Aurelio, и одновременно анонимно писал гэги для комедийных фильмов. С 1954 г. начал работать как сценарист, почти всегда в соавторстве с Руджеро Маккари. Завоевал огромную известность сценариями к фильмам А. Пьетранджели, Л. Дзампы, М. Болоньини, М. Бон-нара, Нани Лоя, Дино Ризи и др. ("Красный и черный", Спокойной ночи, адвокат", "Первая любовь", "Матадор", "Поход на Рим", "Трудная любовь", "Чудовища", "Сделано в Италии" и др.). Его режиссерским дебютом стала картина "Если позволите, поговорим о женщинах", обаятельный и милый фильм в новеллах с участием Витторио Гассма-на, который и впоследствии оставался любимым актером Сколы.
Его фильмы 60-70-х гг. встречали неизменный успех у критиков, коллег-кинематографистов и зрителей. В них Скола довел до совершенства свой удивительный юмор, то интеллигентный и нежный, то гротесковый и беспощадный. На рубеже десятилетий под влиянием общей ситуации в стране, когда политика была поставлена во главу искусства, Скола, в ту пору член ИКП, снял несколько ангажированных картин — "Тревико-Турин" о становлении идейно-политического сознания молодого рабочего одного из крупнейших автомобильных предприятий страны; "Мы так любили друг друга" (Главный пр. МКФ в Москве, 1975) о метаморфозах, которые происходили с людьми на протяжении послевоенных лент. Грустный и поэтичный, ироничный и но-стальгичный, этот фильм говорил о свободе, любви, неореализме и стал началом нового этапа в творчестве Сколы. В трагифарсе "Уродливые, грязные и злые" (пр. за режиссуру на МКФ в Каннах) режиссер показал оборотную сторону жизни обитателей социального "дна". Его маргиналы вовсе не несчастные и обездоленные люди, какими показывали их неореалисты, Феллини в "Ночах Кабирии" и "Дороге", Пазолини в "Аккаттоне" и "Маме Роме", а большие и маленькие чудовища, вызывающие отвращение или брезгливо-ироническое сочувствие.
Фильмография Сколы — это череда успехов, премий, наград. 1977 г. принес ему спец. пр. МКФ в Каннах за картину "Особенный день", в которой он вернул итальянскому экрану самую блистательную пару Мастроянни — Лорен, рассказав с их помощью историю искренней и странной любви на фоне бравой и фальшивой муссолиниевской демагогии. Премией МКФ в Каннах также отмечен следующий фильм Сколы "Терраса", в котором он показал групповой портрет итальянской интеллигенции, вскормленной свободолюбивыми идеалами Сопротивления, но постаревшей, отрезвевшей и разуверившейся как в возможности перемен, так и в самой себе.
В 1982 г. С. снял исторический фильм-притчу "Новый мир", в котором о событиях Великой Французской революции и, в частности, о бегстве Людовика XVI и королевы Марии-Антуанетты по очереди рассказывают четыре персонажа. Размышляя о далеких событиях, о революции, терроре и диктатуре, С., по сути дела, в очередной раз подвергает анализу недавнюю историю: победу Италии в Сопротивлении и дальнейшее ее поражение в мирное время, когда стало ясно, что мечты о социальной революции очередная утопия. В 1983 г. С. поставил музыкальный фильм "Бал" (пр. МКФ в Зап. Берлине, 1984), в котором втан-це и музыкальных ритмах выстроил хронологию XX века. Теме старения посвящен ироничный и трогательный фильм "Макароны", в котором солируют два блистательных актера: американец Джек Леммон и итальянец Марчелло Мастроянни. И в следующей картине "Семья" С. вновь создает групповой портрет одной семьи на фоне уходящего века. И вновь, как это свойственно режиссуре С. в целом, в фильме заняты прекрасные актеры, среди которых блистают Витторио Гассман, Стефания Сандрелли, Фанни Ардан. Фильм "Сплендор" стал своеобразным признанием в любви к кинематографу, хотя и не первым. По сути дела, начиная с фильма "Мы так любили друг друга", С. так или иначе говорил о своей любви к десятой музе и к национальной кинематографии. История владельца небольшого кинотеатра в провинциальном городке, фанатично влюбленного в старое кино, это в каком-то смысле история самого Сколы и его поколения: их фильмы не интересны молодым, предпочитающим американские боевики. В картине "Ужин" Э. Скола рассказал в излюбленной им манере истории своих современников, собравшихся поужинать в ресторане, т.е. отдохнуть после рабочего дня, сбросив социальную маску, которую они носят в течение дня. Как когда-то в "Террасе", режиссер "приходит" в ресторан лишь для того, чтобы взять очередного героя и рассказать его жизнь, в которой, как в капле, отражена жизнь страны. Так рождается коллективный фильм об итальянцах и об Италии, который Скола снимает всю жизнь.

Фильмография:
"Если позволите, поговорим о женщинах" (Se permettete, parlia-mo di donne), "Конъюнктура" (La con-giuntura), оба — 1964; "Триллинг", новелла "Жертва" (Trilling, episodio II vitti-mista), 1965; "Архидьявол" (L'arcidiavolo), 1966; "Смогут ли наши герои отыскать друга, таинственно пропавшего в Африке?" (Riusciranno i nostri eroi a ritrovare l'amico misteriosamente scomparso in Africa?), 1968; "Комиссар Пепе" (11 comissa-rio Pepe), "Драма ревности, подробности читайте в хронике" (Drama della gelosia, Tutti i particolari in cronaca), оба — 1969; "Позвольте представиться? Рокко Па-палео" (Permette? Rocco Papaleo), 1971; "Тревико-Турин: поездка на ФИАТ-Нам" (Trevico-Torino: viaggio nel Fiat-Nam), "Самый прекрасный вечер в моей жизни" (La piu bella serata della mia vita), оба — 1972; "Фестиваль газеты "Унита", 1972" (Festival Unita'72, док.), 1973; "Мы так любили друг друга" (C'eravamo tanto amati), 1974; "Уродливые, грязные и злые" (Brutti, sporchi e cattivi), "Дамы и господа, спокойной ночи" (Signore e si-gnori buona notte, в соавторстве), оба — 1976; "Особенный день" (Una giornata particolare), "Новые чудовища" (I nuovi mostri, в соавторстве), оба — 1977; "Терраса" (La terrazza), 1979; "Любовная страсть" (Passioned'amore), 1981; "Новый мир" (II mondo nuovo), 1982; "Бал" (Bal-lando, ballando), "Жизнь начинается", новелла "Как королева" (La vita comincia a, episodio Come una regina), оба — 1983; "Макароны" (Maccheroni), 1985; "Семья" (La famiglia), 1987; "Сплендор" (Splendor), 1988; "Который час" (Che ora e), 1989; "Похождения капитана Фракасса" (11 viaggio di capitan Fracasso), 1990; "Ma-рио, Мария и Марио" (Mario, Maria e Mario), 1992; "Ужин" (Lacena), 1997; "Нечестное состязание" (Concorenza sleale), 2001.

 

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz