Франсуа Трюффо
Truffaut Frangois

Французский режиссер.
Родился 6 февраля 1932 г. в Париже,
умер 21 октября 1984 г., там же.

 

РЕЖИССЕРЫ
   

Интерес к кино появился у Т. уже в семилетнем возрасте, когда он начал регулярно посещать кинотеатры. Он много читает, но вовсе не делает успехов в школе. С 14 лет оставляет образование и начинает работать, а в 15 в киноклубе знакомится с Андре Базеном, знаменитым французским кинокритиком, ставшим не только наставником Т., но и его другом и заступником, когда за уклонение от военной службы Т. попадает в тюрьму. В 1953 г. появляются первые критические статьи Т. о кино в знаменитых Cahiers du cinema и еженедельнике L'Art, обратившие на себя внимание резкой критичностью и категоричностью суждений. А год спустя он ставит свой первый экспериментальный короткометражный фильм. В 1956 г. Т. удается устроиться на работу к Роберто Росселлини. С ним он сотрудничает над проектами, которые так и не были осуществлены, но уроки блистательного профессионала не пропали даром. Следующий год становится этапным для будущего режиссера: он вступает в брак с дочерью крупного кинопромышленника М. Моргенстерна и основывает собственную кинокомпанию, названную "Фильмы кареты" в честь картины Ренуара "Золотая карета". ВтотжегодТ. ставит картину "Шантрапа", которая и стала его подлинным дебютом в кино. Этапным же принято считать работу Т. 1959 г. "400 ударов", положившую начало французской "новой волне", новому видению мира и новому способу киносъемки и кинопроизводства. Этот год ознаменован и другим важным событием — рождением старшей дочери Т. Собственно такова судьба режиссера, что события личной жизни и те, что запечатлены в его лентах, находятся в непрерывном взаимодействии, будь то воспоминания о детстве, как это произошло в "400 ударах", или разговор о кинематографических производственных проблемах ("Американская ночь"). Вообще, начиная с фильма "400 ударов", Т. выводит на экране свое альтер эго, персонаж по имени Антуан Дуанель в исполнении актера Ж.П. Лео, которому суждено, взрослея, присутствовать во многих работах режиссера ("Любовь в 20 лет", "Украденные поцелуи", "Семейный очаг", "Любовь на бегу"), образующих т. н. дуанелевский цикл и отражающих взгляды и на-строения целого поколения французов. Экранная жизнь Дуанеля от юношеского бунтарства и попыток бегства от рутины — в никуда (здесь очевидна преемственность с героем картины Ж. Виго "О за поведение", 1931), до постепенного привыкания к повседневности и даже некоторого врастания в обыденщину, разумеется, совсем не во всем автобиографична для режиссера и сценариста (Т. автор или соавтор большинства сценариев своих фильмов).
Трюффо рисует типичный портрет представителя своего поколения, коего сам он вовсе не является представителем типичным. Как всякая творческая личность, он — исключение, поскольку ему-то есть куда бежать — в мир творчества. Что он и делает в своих лентах, разнообразных по жанрам, но всегда остающихся верными единой теме — одиночества беззащитного порядочного человека, беспомощного в мире, где царит право сильного. Именно об этом стилизованный под гангстерский фильм "Стреляйте в пианиста". О хрупкости и незащищенности основных человеческих ценностей Т. рассказывает на материале, казалось бы, банальной истории "любви втроем", превращенной автором в тонкий и поэтический гимн любви ("Жюль и Джим"). В какие бы жизненные обстоятельства ни попадали его ранимые и, на первый взгляд, не приспособленные к жизни герои, будь то воссозданный на экране брэдбериевский фантастический мир разрушенных духовный ценностей ("451 по Фаренгейту") или мир, разрушенный реально, — Париж времен оккупации ("Последнее метро"), их сила духа, порядочность и благородство предстают основополагающими факторами, благодаря которым и продолжает вертеться наш маленький голубой шар.
Т. был не только сценаристом, но и продюсером многих своих лент, так что его кинематограф и по формальному признаку, и по духу, несомненно, относится к авторскому кино. Он также выступал в качестве актера ("Дикий ребенок", "400 ударов", "Американская ночь"), а в ф. С. Спилберга "Близкие контакты третьего вида" снялся в главной роли. Последние годы жизни рядом с ним находилась звезда французского кино, бывшая его супругой, Ф. Ардан. Т. похоронен на кладбище Монмартр в Париже. Среди его афоризмов, получивших в кинематографической среде не меньшее распространение, чем цитаты из О. Уайльда, стоит упомянуть следующие: "Разве кино не важнее жизни?" и "Экранному отражению реальности я всегда отдавал предпочтение перед самой реальностью".

Фильмография:
"Визит" (Unevisite), 1955; "Шантрапа" (Mistons, Les), 1957; "Четыреста ударов" (Quatre cents coups, Les, пр. за лучшую режиссуру на МКФв Каннах), 1959; "Стреляйте в пианиста!" (Tirez sur le pianiste), I960; "Жюль и Джим" (Jules et Jim), "История воды" (Une histoire d'eau), оба — 1961; (Tire au flanc), "Любовь в 20 лет", эпизод "Антуан и Коллет" (Amouravingtans, L'),o6a— 1962;. "Нежная кожа" (Peau douce, La), 1964; "451 по Фаренгейту" (Fahrenheit 451), 1966; "Невеста была в черном" (Mariee etait en noir, La), 1967; "Украденныепоцелуи" (Baisers voles, пр. Мельеса; Большой приз фр. кино; пр. Деллюка), 1968; "Сирена с Миссисипи" (Sirene du Mississippi, La), "Дикий ребенок" (Enfant sauvage, L'), оба — 1969; "Семейный очаг" (Domicile conjugal), 1970; "Две англичанки" (Deux an-glaises et le continent, Les), 1971; "Такая славная пичужка!" (Une belle fille comme moi), 1972; "Американская ночь" (Nuit americaine, La, пр. "Оскар"), 1973; "История АдельГ." (Histoire d'Adele H., L'), 1975; "Немного перемен" (Argent de po-che, L'), 1976; "Мужчина, который любил женщин" (Homme qui aimait les femmes, L'), 1977; "Зеленая комната" (Chambre verte, La), 1978; "Любовь на бегу" (Amour en fuite, L'), 1979; "Последнее метро" (Dernier metro, Le), 1980; "Соседка" (Fem-med'acote, La), 1981; "Наконец, воскресенье!" (Vivement dimanche!), 1983.

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz