Прежде чем заняться кинематографом, Б. получил литературное и философское образование и собирался стать живописцем. В кино с начала 30-х, был ассистентом режиссера у Рене Клера, затем автором диалогов второразрядных фильмов. Дебютировал в качестве сценариста в несвойственном ему жанре комедии ("Внешние сношения", 1934). Во время войны служил в армии, полтора годы провел в немецком плену. Вернувшись во Францию, Б. дебютирует в качестве режиссера. Ему стоило немалого труда убедить кинопромышленников вложить деньги в сомнительный сюжет о Вифанских сестрах, ордене, предлагающем приют в монастыре обесчещенным женщинам, но он добился своего. "Грешным ангелам" ("Ангелы греха", 1943) сопутствовал огромный успех. Это исследование духовных исканий двух женщин, монахини и падшей героини, удостоилось Большой премии французского кино. Первую ленту Б. отличали впечатляющий сюжет, уверенный профессионализм, построенный на строгом аскетизме формы. Аскетизм станет "торговой маркой" Б., знаком его подлинного мастерства, не нуждающегося ни в каких котурнах. Его следующая работа, "Дамы Булонскоголеса" (1945), станет последней, в которой он прибегнет к помощи профессиональных актеров. Начиная с "Дневника сельского священника" (1950, Большой пр. фр. кино; пр. МКФ в Венеции), в его фильмах снимаются непрофессионалы, которых Б. называет "моделями". Аскетизм все больше и больше сводится к минимализму, из фильмов устраняются второстепенные детали, кроме самых необходимых, акценты если и расставляются, то лишь с помощью звукового, а не изобразительного ряда, а от исполнителей требуются наипростейшие действия, любая выразительность подвергается запрету. Такие завышенные эстетические догмы не способствовали популярности Б. у зрителей, зато критика возместила ему все сполна, причислив его к величайшим кинематографистам всех времен и народов.
Трудный, бескомпромиссный по форме кинематограф Б. отвечает и столь же принципиально гуманистическому содержанию. Повышенные требования к морали и нравственности заставляют режиссера искать своих героев в среде священников, мучеников ("Приговоренный к смерти бежал", 1956; пр. МКФ в Каннах, "Процесс Жанны д'Арк", 1962). Духовные искания Б. не могли не привести его к классике русской литературы: "Кроткая" (1969, пр. МКФ в Сан-Себастьяне), "Четыре ночи мечтателя" (1971, по повести "Белые ночи"), "Деньги" (1983, по "Фальшивому купону" Л. Толстого). И хотя действие в его экранизациях Достоевского и Толстого перенесено в современность, более того, в современность Франции, они во многом больше отвечают духу и букве первоисточников, нежели иные отечественные экзерсисы.
Творческую деятельность Брессон оставил в 1980 г., разочарованный тем, что ему не удалось найти средств для осуществления своей давней мечты — экранизации Книги Гиннесса.
Его творчеству посвящен документальный фильм "Дорога к Брессону" (1984). В 1983 г. Каннский МКФ отметил его вклад в кинематограф.
Фильмография:
"Внешние сношения" (Affaires publiques, Les), 1934; "Грешные ангелы"/"Ангелы греха" (Anges du peche, Les), 1943; "Дамы Булонскоголеса" (Dames duBoisde Boulogne, Les), 1945; "Дневник сельского священника" (Journal d'un curedecampagne), 1950; "Приговоренный к смерти бежал" (Un condamne a mort s'est echappe), 1956; "Карманник" (Pickpocket), 1959; "Процесс Жанны д'Арк" (Рго-cesde Jeanne d'Arc, Le), 1962; "Случайно, Балтазар" (Аи hasard Balthazar), 1966; "Мушетт" (Mouchette), 1967; "Кроткая" (Une femme douce), 1969; "Четыре ночи мечтателя" (Quatre nuits d'un reveur), 1971; "Ланселот Озерный" (Lancelot du Lac), 1974; "Вероятно, дьявол" (Diable probablement, Le), 1977; "Деньги" (Argent, L'), 1983.
|