С 1976 по 1979 г. изучал кино в Копенгагенском университете. В 1982 г. окончил Датскую киношколу. Дважды его студенческие работы получали призы на конкурсе европейских киношкол в Мюнхене, а дипломный фильм "Образы облегчения" был куплен несколькими европейскими телекомпаниями.
Первый художественный фильм "Элемент преступления" (1984) — детективно-психологическая драма, действие которой происходит в недалеком будущем в одной из европейских стран после некой глобальной катастрофы, — получил на МКФ в Каннах Гран-при за техническое мастерство. В картине "Эпидемия" (1987) рассказывается история сценариста и кинорежиссера, чей уже готовый сценарий внезапно пропал в компьютере.
За сюрреалистическую драму " Европа" (1991) Т. снова был вручен Гран-при в Каннах за техническое мастерство, а также специальный приз жюри, хотя многие прочили ему "Золотую пальмовую ветвь". Это рассказ об американце немецкого происхождения, который в 1945 г. приезжает в Германию и становится свидетелем опустошения, горя, ужаса и национального унижения немцев после поражения в войне. "Я почти фетишизировал кинотехнику, завороженный безграничными возможностями аппаратуры", — говорит Т. о первом периоде своего творчества.
В 1994 г. огромный интерес вызвал многочасовой телевизионный фильм Т. "Королевство", также собравший немалое число всевозможных премий. Его действие разворачивается в лабиринтах огромной копенгагенской больницы, которая становится как бы слепком современного мира со всеми его абсурдными сторонами, а по жанру лента представляет собой смесь фильма ужасов, мыльной оперы и сатиры. Во время демонстрации этого "датского "Твин Пикса", как его окрестили критики, улицы Копенгагена пустели. В 1997 г. выходит продолжение картины — "Королевство 2".
Триер — один из немногих эстетов в датском кино. На фоне остальной датской кинопродукции его картины выделяются изысканностью стиля и неповторимым видением мира. Восхищаясь работами Триера, критики нередко отмечали эмоциональную скупость его фильмов. Этот недостаток в полной мере возмещает религиозно-эротическая драма "Рассекая волны" (1996), снятая режиссером, как и все прежние его работы, по собственному сценарию.
Поставленная на английском языке с участием международного актерского коллектива, картина стала одним из самых ярких кинематографических событий 1996 г. Длинный список ее призов включает Гран-при Каннского кинофестиваля, два "Феликса" — за лучший европейский фильм года и за лучшую женскую роль, пр. ФИПРЕССИ, пр. нью-йоркских кинокритиков лучшему режиссеру, лучшей актрисе и лучшему оператору и т.д.
Это история замужества наивной и глубоко верующей девушки из отдаленной шотландской сельской общины, которая силой своей веры и своей любви помогает мужу-инвалиду буквально восстать из мертвых. Принося себя в жертву ради спасения мужа, она отваживается на бунт против суровых правил маленькой общины и церкви, которая так дорога ей, и в результате гибнет сама.
Фильм, являющийся, по словам режиссера, "необычным гибридом религии, эротики и одержимости", проникнут дрейеровскими мотивами и во многом напоминает "Слово" — одну из лучших лент датского классика. Ее действие также разворачивается в небольшой протестантской общине, где умершая женщина воскресает благодаря истинной вере, которую Бог дарует не окружающим героиню религиозным ортодоксам, а ее маленькой дочери. Триер не скрывает влияния Дрейера на свое творчество. Об этом свидетельствуют и его постоянные ссылки на Дрейера, а также тот факт, что ему, единственному, удалось осуществить один из многочисленных нереализованных проектов великого режиссера — поставить по его сценарию телевизионный фильм "Медея" (1988), получивший премию Жана д'Арси.
Отличие фильма "Рассекая волны" от первых лент Триера не только в его эмоциональной насыщенности, но и в его эстетике, которая нашла свое обоснование в киноманифесте "Догма-95", сочиненном Ларсом фон Триером совместно с молодым режиссером Томасом Вин-тербергом. Этот свод правил, состоящий из десяти пунктов и называемый его создателями "обетом целомудрия", противостоит авторской концепции и отрицает все кинематографические приемы, отделяющие фильм от реальности: жанры, драматургическую предсказуемость, создание иллюзии, а также грим, реквизит, декорации, искусственное освещение, оптические приемы и использование фильтров, музыкальное сопровождение. Скачки во времени и пространстве недопустимы. Съемки должны производиться там, где происходит действие, только ручной камерой и с синхронной записью звука.
В точном соответствии с этими принципами поставлен фильм Триера "Идиоты" (1998), наделавший много шума на Каннском фестивале 1998 г., однако на этот раз, против обыкновения, ничего не получивший. Это рассказ о группе молодых людей, ведущих уединенный образ жизни и ищущих ухода от действительности в идиотизме, ибо именно такая жизнь и является, по их мнению, настоящей. Сам Триер на этот раз на фестиваль не приехал. Он сошел с поезда, не доехав до Канн и объяснив это тем, что окно в его купе не открывалось, а он страдает клаустрофобией.
Зато следующая картина режиссера "Танцующая в темноте" (2000) снова стала одним из самых значительных явлений в кинематографе 2000 г. и с истинным триумфом прошла в Каннах, получив сразу две "Золотые пальмовые ветви" — за лучший фильм и лучшее исполнение женской роли исландской певицей Бьорк. Роль второго плана исполнила Катрин Денёв. Это музыкальная мелодраматическая история чешской эмигрантки, матери-одиночки, в Америке 60-х. Она мечтает о карьере в Голливуде, но постепенно теряет зрение, а в итоге в результате жестокого стечения обстоятельств оказывается приговоренной к смертной казни. По силе своего эмоционального воздействия лента Триера превосходит всё, что делается сейчас в кино.
В 1997 г. известный шведский режиссер и кинокритик Стиг Бьорк-ман сделал фильм о Триере под названием "Трансформер". Замкнутый и загадочный, Триер всегда отказывался от контактов с прессой. Однако Бьоркман получил возможность наблюдать за режиссером на протяжении двух лет, встречаться с ним на работе и дома, что позволило ему глубоко проникнуть в его творчество и образ мыслей. Мы видим режиссера в десятилетнем возрасте, делающего свои первые киноэксперименты с 8-мм кинокамерой, и зрелого бескомпромиссного художника, рассказывающего о своих идеалах, убеждениях и страхах.
Фильмография:
"Элемент преступления" (Forbrydelsenselement), 1984; "Эпидемия" (Epidemic), 1987; "Медея" (Medea, тв), 1988; "Европа" (Europa), 1991; "Королевство" (Riget, тв), 1994; "Королевство 2" (Riget 2), 1997; "Рассекая волны" (Breaking the Waves), 1996; "Идиоты" (Idioterne), 1998; "Танцующая в темноте" (Dancer in the Dark), 2000.
|