Во время учебы на факультете живописи в Академии художеств в Кракове закончил кинокурсы (1946). Был ассистентом режиссера на съемках фильма "Два часа" (реж. Станислав Воль, 1947), затем снял несколько короткометражных документальных и научно-популярных фильмов. В художественном кинематографе дебютировал в 1957 г. фильмом "Петля". Профессор Государственной высшей киношколы в Лодзи, художественный руководитель творческого кинообъединения "Рондо".
Действие большинства фильмов режиссера происходит в маленьких городках Польши, где время как бы застыло, где люди не думают о будущем, а их сознание обращено в прошлое или в глубь себя. Уже в своем дебюте "Петля" X., в импрессионистском стиле рассказывая о невзгодах алкоголика, прежде всего подчеркивал одиночество героя во враждебном ему мире. Особую роль в фильмах режиссера, проникнутых грустью разлук и потерь, упущенных возможностей, играет человеческая память.
X. смог найти киноэквивалент стиля очень разных писателей, экранизируя произведения таких авторов, как Марек Хласко, Станислав Дыгат, Казимеж Брандыс, Анджей Киевский, Бруно Щульц, Ян Потоцкий.
В своих фильмах об оккупации: "Прощания" (1958; пр. ФИПРЕССИ МКФ в Локарно, 1959; пр. МКФ в Лондоне, 1959) и "Как быть любимой" (1963; Гран при МКФ Сан-Франциско; пр. ФИПРЕССИ МКФ в Бейруте, 1964), воспоминаниях о войне женщины, обманутой в своих чувствах к человеку, оказавшемуся трусом и комедиантом, X. подчеркивает субъективную, психологическую сферу переживаний событий тех лет. Его герои — прежде всего человеческие личности с собственной внутренней жизнью, а не отмеченные знаками исторического процесса носители типичных образов.
В знаменитой картине "Кукла" (1968; Гран-при МКФ в Панаме, 1969) X. представил интересную и в некотором роде оппозиционную по отношению к исторической кинороманистике интерпретацию самой известной польской повести XIX века. Фильм же "Рукопись, найденная в Сарагоссе" (1964; пр. МКФ в Эдинбурге; "Золотое перо" МКФ в Сан-Себастьяне, 1965; медаль МКФ в Ситжес, 1969), действие которого происходит как бы во сне об Испании, своего рода изящная литературная шутка, переведенная на язык кино.
В своих других лентах X. рисует картину воспоминаний, чувств и ощущений, находящихся на грани правды и мистификации. Так, герой фильма "Санаторий под Клепсидрой" (1973, по повести Бруно Шуль-ца; спец. пр. МКФ в Каннах; Гран-при МКФ в Триесте, 1974) попадает в странную и жуткую атмосферу удивительного ирреального мира, в котором наравне действуют как живые, так и давно умершие персонажи. И в последнем фильме X. "Необычайное путешествие Балтазара Кобера" (1988, по повести Фредерика Тристана) границы сфер существования стерты. Каждая встреча Балтазара может оказаться сном, а каждое происшедшее событие — инсценированным спектаклем.
Филымография:
"Мой город" (Moje miasto, док.), "Гармоника" (Harmonia), оба — 1947; "Березовая улица" (Ulicabrzozowa, док.), "Один день в Польше " (Jeden dzien w Polsce, док.), оба — 1949; "Мой город" (Moje miasto, док.), 1950; "Петля" (Petla), 1957; "Прощания" (Pozegnania), 1958; "Общая комната" (Wspolny pokoj), "Разлука" (Rozstanie), оба — 1960; "Золото" (Zloto), 1961; "Как быть любимой" (Jak byckochana), 1963; "Рукопись, найденная в Сарагоссе" (Rekopis znaleziony w Sara-gossie), 1964; "Шифры" (Szyfry), 1966; "Санаторий под Клепсидрой" (Sanatorium pod Klepsidra), 1973; "Скучная история" (Nieciekawa historia), 1982; "Писака" (Pismak, пр. "Трофей" МКФ в Салерно, 1985), 1984; "Необычайное путешествие Балтазара Кобера" (Niezwykla podroz Bal-tazaraKobera), 1988.
|