Войчек Хас
Has Wojciech

Польский режиссер и сценарист.
Родился 1 апреля 1925 г. в Кракове,
умер в 2000 г.

 

 

РЕЖИССЕРЫ
   

Во время учебы на факультете живописи в Академии художеств в Кракове закончил кинокурсы (1946). Был ассистентом режиссера на съемках фильма "Два часа" (реж. Станислав Воль, 1947), затем снял несколько короткометражных документальных и научно-популярных фильмов. В художественном кинематографе де­бютировал в 1957 г. фильмом "Петля". Профессор Государственной высшей киношколы в Лодзи, худо­жественный руководитель творчес­кого кинообъединения "Рондо".
Действие большинства фильмов режиссера происходит в маленьких городках Польши, где время как бы застыло, где люди не думают о бу­дущем, а их сознание обращено в прошлое или в глубь себя. Уже в сво­ем дебюте "Петля" X., в импрессионистском стиле рассказывая о не­взгодах алкоголика, прежде всего подчеркивал одиночество героя во враждебном ему мире. Особую роль в фильмах режиссера, проникнутых грустью разлук и потерь, упущен­ных возможностей, играет челове­ческая память.
X. смог найти киноэквивалент стиля очень разных писателей, экра­низируя произведения таких авто­ров, как Марек Хласко, Станислав Дыгат, Казимеж Брандыс, Анджей Киевский, Бруно Щульц, Ян По­тоцкий.
В своих фильмах об оккупации: "Прощания" (1958; пр. ФИПРЕССИ МКФ в Локарно, 1959; пр. МКФ в Лондоне, 1959) и "Как быть люби­мой" (1963; Гран при МКФ Сан-Франциско; пр. ФИПРЕССИ МКФ в Бейруте, 1964), воспоминаниях о войне женщины, обманутой в своих чувствах к человеку, оказавшемуся трусом и комедиантом, X. подчерки­вает субъективную, психологичес­кую сферу переживаний событий тех лет. Его герои — прежде всего че­ловеческие личности с собственной внутренней жизнью, а не отмечен­ные знаками исторического про­цесса носители типичных образов.
В знаменитой картине "Кукла" (1968; Гран-при МКФ в Панаме, 1969) X. представил интересную и в некотором роде оппозиционную по отношению к исторической кино­романистике интерпретацию самой известной польской повести XIX ве­ка. Фильм же "Рукопись, найден­ная в Сарагоссе" (1964; пр. МКФ в Эдинбурге; "Золотое перо" МКФ в Сан-Себастьяне, 1965; медаль МКФ в Ситжес, 1969), действие которого происходит как бы во сне об Испа­нии, своего рода изящная литератур­ная шутка, переведенная на язык кино.
В своих других лентах X. рисует картину воспоминаний, чувств и ощущений, находящихся на грани правды и мистификации. Так, герой фильма "Санаторий под Клепсид­рой" (1973, по повести Бруно Шуль-ца; спец. пр. МКФ в Каннах; Гран-при МКФ в Триесте, 1974) попада­ет в странную и жуткую атмосферу удивительного ирреального мира, в котором наравне действуют как жи­вые, так и давно умершие персона­жи. И в последнем фильме X. "Нео­бычайное путешествие Балтазара Кобера" (1988, по повести Фреде­рика Тристана) границы сфер су­ществования стерты. Каждая встре­ча Балтазара может оказаться сном, а каждое происшедшее событие — инсценированным спектаклем.

Филымография:
"Мой город" (Moje miasto, док.), "Гармоника" (Harmonia), оба — 1947; "Березовая улица" (Ulicabrzozowa, док.), "Один день в Польше " (Jeden dzien w Polsce, док.), оба — 1949; "Мой город" (Moje miasto, док.), 1950; "Петля" (Petla), 1957; "Прощания" (Pozegnania), 1958; "Общая комната" (Wspolny pokoj), "Раз­лука" (Rozstanie), оба — 1960; "Золото" (Zloto), 1961; "Как быть любимой" (Jak byckochana), 1963; "Рукопись, найденная в Сарагоссе" (Rekopis znaleziony w Sara-gossie), 1964; "Шифры" (Szyfry), 1966; "Санаторий под Клепсидрой" (Sanatorium pod Klepsidra), 1973; "Скучная история" (Nieciekawa historia), 1982; "Писака" (Pismak, пр. "Трофей" МКФ в Салерно, 1985), 1984; "Необычайное путешествие Балтазара Кобера" (Niezwykla podroz Bal-tazaraKobera), 1988.

 

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz