Шеман Давид Харальд Вильгот
Sjoman Vilgot

Шведский режиссер, сценарист,
актер, критик, писатель.
Родился 2 декабря 1924 г. в Стокгольме.

 

РЕЖИССЕРЫ
   

С 1948 г. выступает с критическими статьями в шведских газетах и журналах. По собственным книгам написал сценарии фильмов "Упорство" (1952, режиссер Г. Муландер), "Игра на радуге" (1958, режиссер Л.Э. Чельг-рен). Работал ассистентом Ингмара Бергмана. В 1963 г. сделал пять больших телепередач о съемках "Причастия" Бергмана и написал книгу о его режиссерском методе. Бергман помогал Шёману советами, когда тот ставил свой первый фильм "Любовница" (1962), в котором Биби Андерсон исполнила роль девушки, разрывающейся между молодым приятелем и женатым мужчиной. Любовный треугольник стоит и в центре картины "Одежда" (1964), повествующей о сложных отношениях между дочерью, матерью и ее любовником.
Творческой манере Шёмана присуще стремление к документализму, интерес к социальным проблемам, а также к различным отклонениям от норм общественного и сексуального поведения. Многие его фильмы нарушают табу, бросая открытый вызов общепринятым нормам. Их неотъемлемый компонент — откровенная эротика и обнаженные тела. В картине "491" (1963) несколько парней подвергают всевозможным сексуальным унижениям молодую проститутку, включая половой акт с немецкой овчаркой, вызвавший взрыв возмущения в Швеции. В фильме "Постель для брата и сестры 1782" (1965) рассказывается история кровосмесительной связи, которая оказывается сильнее смерти. Из чрева убитой Шарлотты, беременной от брата, достают плод их запретной любви — живого и невредимого младенца.
Скандальную известность принесли Ш. ленты "Я любопытна — желтый" (1967) и "Я любопытна — голубой" (1968), вызвавшие яростную полемику и запрещение на прокат цензурой во многих странах. Это рассказ о современной журналистке, которая ходит по Стокгольму и задаёт вопросы о социализме, религии, насилии и т.д. Ее документально снятые интервью с обычными и известными людьми, среди которых были Улоф Пальме, Мартин Лютер Кинг, Евгений Евтушенко, перемежались с откровенными сексуальными сценами. Герой картины "Вы лжете!" (1969) — молодой алкоголик, попавший в тюрьму. Фильм развенчивает миф об уголовно-исправительной системе Швеции, якобы реабилитирующей заключенных для нормальной жизни в обществе. В комедия "Счастливчики" (1970) с мягким юмором рассказывается о встрече двух одиноких людей — водителя грузовика и молодой беременной женщины, брошенной любовником.
Одна из наиболее значительных работ Шёмана — картина "Пригоршня любви" (1974). История молодой служанки, устроившейся на работу в богатый дом, рассказывается на фоне социальной картины Швеции времен всеобщей забастовки 1909 г. В рабочей среде начала века происхоит и действие фильма "Ли-нус" (1979) о 16-летнем парне, тайно собирающем доказательства, которые помогли бы отвести от его отца обвинения по подозрению в убийстве.
"Я краснею" (1980) — сатира на мир кино, история преуспевающего режиссера, который переживает кризис среднего возраста. Вместе с известной актрисой, своей бывшей любовницей, он едет на Филиппины, чтобы экранизировать "Победу" Джозефа Конрада. Столкновение двух миров — благополучной Швеции и бедной азиатской страны, — еще одна тема картины. Азия становится также местом действия триллера "Малакка" (1986) о молодых людях, путешествующих с рюкзаками за спиной. В жанре триллера сделан и фильм "Западня" (1989) — любовная история, герой которой — профессор психологии религии, становится свидетелем нападения на свою студентку. Последующие события меняют все его существование. В фильме с 1 авится вопрос, должен ли человек вмешиваться в чужую жизнь?
Герой ленты "Альфред" (1995) — крупный шведский магнат, изобретатель динамита и учредитель Нобелевских премий Альфред Нобель. Это не биографический фильм, в котором последовательно рассказывается об этапах жизненного и научного пути выдающегося человека. Мы видим Нобеля в один из самых кризисных моментов его жизни, когда он понимает, что стал жертвой обмана со стороны своего партнера и друга и его финансово-промышленная империя разрушена. Нобелю удается спасти империю, однако в любви он не был столь же удачливым, сколь в бизнесе. Вероятно, если бы он был женат и имел семью, человечество сегодня было бы лишено Нобелевской премии.
Шёман снялся во второстепенных ролях в своих фильмах "Я любопытна /желтый и голубой/", "Вы лжете!", "Супруги Тролль" (1971), в картине И. Бергмана "Стыд" (1968) и др.

Фильмография:
"Любовница" (Alskarin-nan), 1962; "491" (491), 1963; "Одежда" (KJanningen), 1964; "Постель для брата и сестры 1782" (Syskonbadd 1782), 1965; "Я любопытна — желтый" (Jag ar nyfiken-gul), 1967; "Я любопытна — голубой" (Jag ar nyfiken — bla), 1968; "Вы лжете!" (Niljuger), 1969; "Счастливчики" (Lyckliga skitar), 1970; "Пригоршня любви" (En handfull karlek), 1974; "Гараж" (Garaget), 1975; "Табу" (Tabu), 1977; "Линус" (Linus), 1979; "Я краснею" (Jag rodnar), 1980; "Малакка" (Malacca), 1986; "Западня" (Fallgropen), 1989; "Альфред" (Alfred), 1995.

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz