Мауро Болоньини закончил Экспериментальный киноцентр в Риме. Начинал свой путь ассистентом у Л. Дзампы, И. Аллегре и Ж. Деланнуа. Первые его фильмы пришлись на период упадка неореализма, когда псевдонародные комедии стали подменять собой прогрессивное послевоенное киноискусство. Исключением стала комедия "Влюбленные" (1955).
Впоследствии Б. специализируется на экранизациях и снимает немало достойных и добротных картин по произведениям итальянских и французских авторов. К числу лучших его работ принадлежат экранизации П.П. Пазолини "Бурнаяночь" (1959), В. Бранкати " Красавчик Ан-тонио" (1960), А. Моравиа "Глупый день" (1960) и "Агостино, или Потеря невинности" (1962), М. Пратези "ЛаВиачча"(1961),Э. Патти "Прекрасный ноябрь" (1968), Г. Паризе "Абсолютное естество" (1969), М. То-бино "По древним" ступеням" (1975, пр. МКФ в Локарно), Г.К. Келли "Наследство Феррамонти" (1976), Т. Готье "Мадемуазель де Мопен" (1966), Ш.Л. Филиппа "Бубу"( 1970).
Б. не революционизирует язык кино, не создает моды, он идет своей дорогой вдумчивого и тонкого киноинтерпретатора текстов. И авторы ему доверяют. Одной из лучших стал фильм "Дряхлость" (1962) по одноименному роману труднопереводимого на язык кино итальянского писателя И. Свево. Эталоном для Б. всегда был Висконти — экранизатор экранизаций "Чувства" и "Леопарда". Внимание к внешней атрибутике, костюму, соответствие исторической правде — все это Б. ставит во главу угла. Но в отличие от Висконти он не пренебрегает и авторами так называемого "второго эшелона", причем не только прошлого века, но и его современниками. Будучи человеком своего времени, Б. в зеркале прошлого видит настоящее, в настоящем ищет те нити, которые делают его частью исторического процесса. Нередко, как в "Красавчике Антонио" или в "Дряхлости",
Б. изменяет историко-географические параметры, перенося действие в другое время и другое место, но при этом не изменяя главной проблематики, связанной с внутренними метаниями и становлением индивида. Б. не только уважительно относится к авторам, но и прекрасно работает с актерами, поэтому его картины отличаются не только постановочной прилежностью, но и большими актерскими удачами.
В период расцвета так называемого политического кино Б., не изменив себе, тоже высказался, экранизировав соцреалистический роман В. Пратолини "Метелло" (1970) о зарождении рабочего движения в Италии и сняв картину "Случаи из жизни приличных людей" (1974), действие которой разворачивается в 20-е гг. XX столетия вокруг процесса Мури, когда впервые была предпринята попытка манипулирования общественным мнением. В 1980 г. Б. поставил фильм "Истинная история дамы с камелиями" по А. Дюма-сыну, позднее на итальянском телевидении экранизировал "Пармскую обитель" по Стендалю. Б. самодостаточный режиссер, создающий тот общий для итальянского кино фон высокого профессионализма и требовательного отношения к профессии, который позволял ему лидировать в Европе и мире с 1945по 1975 г.
Фильмография:
"Мы в тюрьме" (Ci tro-viamo ingalera), 1953; "Рыцари королевы" (I cavalicri della regina), 1954; "Золотая жила" (Lavenad'oro), "Влюбленные" (Gli innamorati), оба — 1955; "Гвардия, гвардия избранных, бригадир и маршал" (Guardia, guardia shelta, brigadiere e mare-shiallo), 1956; "Кокетка Мариза" (Marisa la civetta), 1957; "Молодые мужья" (Gio-vani mariti), 1958; "Бурная ночь" (La not-tebrava), "Я вам покажу!" (Arrangiatevi!), оба — 1959; "Красавчик Антонио" (II bel'Antonio), "Глупый день" (La giornata balorda), оба — I960; "Ла Виачча" (La Viaccia), 1961; "Агостино, или Потеря невинности" (Agostino о la perdita dell'in-nocenza), "Дряхлость" (Senilita), оба — 1962; "Коррупция" (Lacorruzione), 1963; "Три лица", новелла "Знаменитые влюбленные" (I tre volti, episodio Gli amanti celebri), "Куколки", новелла "Месье Купидон" (Le bambole, episodio Monsignor Cupido), "Моя госпожа" (La miasignora), "Женщина — это что-то изумительное", новелла "Белый кит" (La donna e una cosa meravigliosa, 1'episodio La balena bianca), все — 1964; "Волшебницы" (Le fate), " Мадемуазель де Мопен" (Madimigelladi Maupin), оба — 1966; "Любовь сквозь века", новелла "Римские ночи" (L'amore attraverso i secoli, l'episodio Notti romani), "Ведьмы", новелла "Кокетство" (Lestre-ghe, l'episodio Senso civico), "Арабелла" (Arabella), "Итальянское каприччо", новелла "Почему" (Capriccio all'italiana, l'episodio Perche), все — 1967; "Прекрасный ноябрь" (Un bellissimo novembre), 1968; "Абсолютное естество" (L'assoluto naturale), 1969; "Бубу" (Bubu), 1970; "Me-телло" (Metello), 1970; "Обвинение в самоубийстве одного студента" (L'impu-tazione di omicidio per uno studente), 1971; "Либера, любовь моя!" (Libera, amore mio!), "Случаи из жизни приличных людей" (Fatti di gente per bene), оба — 1974; "По древним ступеням" (Per le antiche scalle), 1975; "Наследство Феррамонти" (L'eredita Ferramonti), 1976; "Крутой кипяток" (Gran bollito), 1977; "Куда поедешь в отпуск?" (Dove vai in vacanza?), 1978; "Истинная история дамы с камелиями" (Una vera storia di una signora di camelie), 1980.
|