Марио Моничелли
Monicelli Mario

Итальянский режиссер, сценарист.
Родился 15 мая 1915 г.
в местечке Виареджо.

 

РЕЖИССЕРЫ
   

Сын известного театрального критика и журналиста Томмазо Моничелли. Учился в Римском университете, получил диплом по философии и истории. С 1932 г. начал заниматься кинематографической критикой, через два года вместе со своим другом Альберто Мондадори снял к/м фильм "Разоблачающее сердце", а еще через год уже самостоятельно — среднеметражный документальный фильм на 16-мм пленке "Мальчишки с улицы Паал", который был представлен на МКФ в Венеции и получил премию, открывшую М. дорогу в большое кино. Сначала он набирался опыта в качестве ассистента режиссера на фильмах чеха Г. Махатого ("Балерина", 1936) и итальянцев А. Дженины, П. Джерми, Д. Де Сантиса. В 1937 г. под псевдонимом Микеле Бадиек снял свой первый полнометражный игровой фильм "Летний дождь".
Десятилетие 1939-1949 гг. было чрезвычайно деятельным в жизни М.: как ассистент режиссера и кинодраматург он принял участие более чем в 40 картинах, многие из которых стали заметным явлением в национальном кино. С 1949 г. начинается период плодотворного сотрудничества со Стено, с которым за 4 года было снято 8 фильмов и среди них "Полицейские и воры", одна из первых и лучших неореалистических комедий с Тото и А. Фабрици.
С 1953 г. М. работал самостоятельно, продолжая совмещать работу режиссера с работой сценариста, пишущего для себя и для других. Его фильмография — это собрание премий и фантастических успехов как у широкого зрителя, так и у коллег-кинематографистов, это классика итальянского кино, это этапные для национальной кинематографии фильмы: "Обычные незнакомцы" и открытие подлинного В. Гассмана-комика; "Большая война" — "Золотой лев" в Венеции и номинация на премию "Оскар"; "Товарищи" — вторая номинация; "Армия Бранка-леоне" — оригинальнейшее, новаторское произведение, удостоенное более десятка больших и маленьких премий; "Девушка с пистолетом" — третья номинация на "Оскара"; "Мои друзья" по идее П. Джерми, побившая все коммерческие рекорды в Италии; "Маленький мелкий буржуа" и "Надеемся, что будет девочка", увенчанные многими национальными и мировыми премиями.
Актуальные социальные комедии были настоящим призванием Моничелли. При этом ему удавалось не быть ни назидательным, ни нравоучительным. Он просто видел социальное зло или обычную человеческую глупость и показывал, как и то и другое смехотворно, абсурдно, нелепо, как отравляет жизнь. Его фильмы были кривыми зеркалами с искаженно-гротесковыми отражениями. Он воистину лечил смехом. "Диагнозы и выводы делайте сами, если хотите. Только не повторяйте этих глупостей, не потворствуйте злу, не допускайте уродства", — простая творческая концепция, породившая многообразное, неистощимое на выдумку, на юмор и гэги искусство Моничелли. Антивоенные комедии "Большая война" и "Хотим полковников" — подлинное открытие в национальной комедиографии, когда на языке гротеска и черного юмора художник говорит о самой трагической странице мировой истории.
Народные комедии: "Товарищи", в которой Моничелли посмеялся над псевдополитической сознательностью рабочего класса; "Девушка с пистолетом", где персонаж Моники Витти мстит за поруганную честь отнюдь не револьвером, а подлинно женским оружием и становится настоящей героиней; "Народный роман", в котором брак немолодого рабочего и 15-летней девчушки превращается в фарс из-за того, что муж боится стать рогоносцем; "Мои друзья" — дружеская насмешка над итальянскими мужчинами, не же-
лающими взрослеть. Моничелли создал новый тип исторической фольклорной комедии-гротеска в "Армии Бранкалеоне" и "Бранкалеоне в крестовых походах", по сути дела пацифистской.
В 70-е гг. Моничелли снял несколько картин трагикомического звучания, заполнив нишу политической комедии внутри политического кинематографа, начавшегося на волне Контестации и рабочего движения рубежа десятилетий: "Дорогой Микеле" (пр. МКФ в Зап. Берлине), "Маленький мелкий буржуа", "Новые чудовища", "Грозовая Рози". В 1981 г. поставил фильм "Маркиз дель Грилло" (пр. МКФ в Зап. Берлине), экранизировал роман Л. Пиранделло "Двойная жизнь Маттиа Паскаля", заставил говорить о себе после картины "Надеемся, что будет девочка", в которой с грустью посмеялся над подлинными истоками феминизма, возникающего из-за неустроенной женской судьбы.
В 80-е гг. Моничелли занимается также театральной режиссурой, работает на телевидении ("Интервью с Пожирателем огня") и даже играет небольшие роли в фильмах своих друзей ("Я фотогеничен").
Первую половину 90-х перешагнувший 75-летний рубеж режиссер прожил творчески активной жизнью на зависть иным молодым. Он снимал регулярно, практически ежегодно, и успех его картин был не данью вежливости публики патриарху кино, а искренней реакцией на его живую и остроумную "человеческую комедию".

Фильмография:
"Летний дождь" (Pioggia d'estate), 1937; "К черту славу" (Aldiavo-lo la celebrita), "Тото ищет дом" (Toto сег-са casa), 1949; "Собачья жизнь" (Vita da cani), "Прибыл всадник" (Е arrivato il ca-valiere), 1950; "Полицейские и воры" (Guardie e ladri), "Тото и король Рима" (Toto e il re di Roma), 1951; "Тото и женщины" (Toto e le donne), "Неверные" (Le infedeli, первая новелла авторская, остальные две в соавторстве со Стено), оба — 1952; "Тото и Каролина" (Toto e Carolina), 1953; "Запрещается" (Proibito), 1954; "Герой нашего времени" (Un eroe dei no-stri tempi), "Донателла" (Donatella), 1955; "Отцы и дети" (Padri e figli), 1956; "Врач и колдун" (II medico e lo stregone), 1957; "Обычные незнакомцы" (I solid ignoti), 1958; "Большая война" (La grande guer-ra), 1959; "Смех радости" (Risate di gio-ia), I960; "Бокаччо-70", новелла "Ренцо и Лучана" (Bocaccio 70, l'episodio Renzo e Luciana), 1961; "Товарищи" (Icompagni), 1963; "Высшая неверность", новелла "Современныелюди" (Alta infedelta, l'episodio Gente moderna), 1964; "Казанова-70" (Casanova-70), "Армия Бранкалеоне" (L'armata Brancaleone), оба — 1965; "Судьбы", новелла "Судьба Армении" (Le Fate, l'episodio Fata Armenia), 1966; "Итальянский каприз", новелла "Девчушка" (Са-priccio all'italiana, l'episodio Labambinaia), 1967; "Девушка с пистолетом" (La ragaz-za con la pistola), 1968; "To, бабушка умерла" (Toll, e morta la nonna), "Бранкалеоне в крестовых походах" (Brancaleone alle Crociate), 1969; "Пары", новелла "Холодильник" (Le coppie, l'episodio II frigorifero), 1970; "Мортаделла" (La mor-tadella), "12 декабря — Свидетельство о смерти Джузеппе Пьянелли" (12 dicem-bre — Documento sulla morte di Giuseppe Pianelli), оба — 1971; "Хотим полковников" (Vogliamo i colonelli), 1973; "Народный роман" (Romanzo popolare), 1974; "Мои друзья" (Amicimiei), 1975; "Молчание и комплексы" (II silenzio e compli-cita), "Дорогой Микеле" (Саго Michele), "Дамы и господа, спокойной ночи" (Si-gnore e signori, buona notte, в соавторстве), 1976; "Маленький мелкий буржуа" (II borgese piccolo piccolo), "Новые чудовища" (I nuovi mostri, в соавторстве), 1977; "Путешествие с Анитой" (Viaggio con Anita), 1978; "Грозовая Рози" (Temporale Rosa), 1980; "Номер в гостинице" (Camera d'albergo), "Маркиз дель Грилло" (II marchese del Grillo), 1981; "Мои друзья, акт2" (Amici miei, atto 2), 1982; "Бертоль-до, Бертольдино и Какасено" (Bertoldo, Bertoldino e Cacasenno), 1984; "Двойная жизнь Маттиа Паскаля" (Le due vite di Mattia Pascal), 1985; "Надеемся, что будет девочка" (Speriamochesiafemmina), 1986; "Цыганская семья" (I picari), 1987; "Невинная жена и больной муж" (La moglie ingenua e il marito malato, тв), 1988; "Скрытое зло" (Ilmaleoscuro), 1990; "Россини! Россини!" (Rossini! Rossini!), 1991; "Змеиные родители" (Parenti serpenti), 1992; "Дорогие придурочные друзья" (Cari fot-tutissimi amici), 1993; "Стилистические упражнения" (Esercizi di stile), 1994; "Устроим рай" (Facciamoparadiso), 1995; "Грязные одежды" (I panni sporchi), 1997.

 

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz