Английский кинорежиссер. Сын лорда Асквита, известного политика, занимавшего пост премьер-министра британского правительства в 1908-1915 гг.
Учился в Винчестер и Бэллиол колледжах Оксфорда. Брал уроки музыки, мечтал стать пианистом, однако любовь к кино изменила его жизненные планы. В 1925 г. становится одним из основателей киноклуба Film Society. В том же году отправляется в Голливуд, где в течение шести месяцев знакомится с кинопроизводством. В 1928 г. пишет сценарий фильма "Звезды кино" и в качестве сорежиссера (вместе с А. В. Рембли) принимает участие в его съемках. Дебютирует в том же году фильмом "Подземка". Из работ немого периода наиболее значительным стал "Дом в Дартмуре" ("Коттедж в Дартмуре", 1930), после которого А. начинают сравнивать с А. Хичкоком. Ведущее место на английском экране 30-х гг. режиссер подтверждает своим первым звуковым фильмом "Скажите Англии" ("Говори, Англия", 1931, совместно с Д. Баркасом), военной драмой, действие которой происходит в годы Первой мировой войны. Наибольшим успехом у публики и критики в конце 30-х гг. пользовался его фильм "Пигмалион" (1938, совм. с Л. Хоуардом), признанный наиболее удачной экранизацией пьес Б. Шоу. Во время Второй мировой войны, помимо игровых, снимает и документальные ленты. После войны почти полностью посвящает себя экранизациям театральных пьес. В 1948-1952 гг. создает свои самые значительные произведения: "Молодой Уинслоу" ("Мальчик Уинс-лоу", 1948), судебную драму о мальчике, несправедливо обвиненном в краже, "Версия Браунинга" (1951, по пьесе Т. М. Раттигана) и "Как важно быть серьезным" (1952), салонную комедию, снятую по пьесе О. Уайльда. В последующие годы творчество А. заметно клонится к упадку: он снимает непритязательные мелодрамы, комедии и детективы, рассчитанные исключительно на коммерческий успех, правда, созданные на достаточно высоком профессиональном уровне. Впрочем, роль и место А. в истории английского кинематографа определяется не только тем, что он был автором, пожалуй, наиболее удачных экранизаций произведений национальной театральной классики, но и тем, что был первым кинематографистом из аристократической среды, сумевшим преодолеть снобистское пренебрежение "высших слоев общества" к десятой музе.
На протяжении многих лет А. активно участвовал в британском профсоюзном движении кинематографистов, был председателем Союза британских кинотехников.
Фильмография:
|
1928 |
"Подземка" (Underground) |
|
1929 |
"Сбежавшая принцесса" (The Runaway Princess) |
|
1930 |
"Дом в Дартмуре" ("Коттедж в Дартмуре"/А Cottage on Dartmoor) |
|
1931 |
"Скажите Англии" ("Говори, Англия"/Те11 England) |
|
1931 |
"Танцуй, прекрасная леди" (Dance, Pretty Lady) |
|
1933 |
"Счастливый номер" (The Lucky Number) |
|
1934 |
"Незаконченная симфония" (Unfinished Symphony, сорежиссер английской версии немого фильма В. Форста) |
|
1935 |
"Московские ночи" (Moscow Nights) |
|
1938 |
"Пигмалион" (Pygmalion) |
|
1939 |
"Французский без слез" (French without Tears) |
|
1940 |
"Тихая свадьба" (Quiet Wedding) |
|
1940 |
"Радио свободы" (Freedom Radio) |
|
1940 |
"Инцидент в проливе Ла-Манш" (Channel Incident, к/м) |
|
1941 |
"Сдается дом" (Cottage to Let) |
|
1942 |
"Нецензурировано" ("Не прошедший цензуру"/ Uncensored) |
|
1943 |
"Мы погружаемся на заре" (We Dive at Dawn) |
|
1943 |
"Полу-рай" (The Demi-Paradise) |
|
1943 |
"Добро пожаловать в Британию" (Welcome to Britain, совм. с Б. Мередитом) |
|
1944 |
"Фанни при газовом свете" (Fanny by Gaslight) |
|
1944 |
"Два отца" (Two Fathers) |
|
1945 |
"Путь к звездам" (The Way to the Stars) |
|
1947 |
"Пока светит солнце" (While the Sun Shines) |
|
1948 |
"Молодой Уинслоу" ("Мальчик Уинслоу"/ The Win-slow Boy) |
|
1950 |
"Женщина, о которой идет речь" (The Woman in Question) |
|
1951 |
"Версия Браунинга" (The Browning Version) |
|
1952 |
"Как важно быть серьезным" (The Importance of Being Earnest) |
|
1953 |
"Сеть" (The Net) |
|
1953 |
"Битва в финале" (The Final Test) |
|
1954 |
"Молодые любовники" (The Young Lovers) |
|
1954 |
"Керрингтон В.Ц." (Carrington V.C.) |
|
1955 |
"В такую ночь" (Such a Night, к/м) |
|
1958 |
"Приказано убить" (Order to Kill) |
|
1958 |
"Дилемма доктора" (The Doctor's Dilemma) |
|
1959 |
"Клевета" (Libel) |
|
1960 |
"Миллионерша" (The Millionairess) |
|
1962 |
"Оружие тьмы" (Guns of Darkness) |
|
1963 |
"В.И.П." (The V.I.P.) |
|
1963 |
"Вечер с Королевским балетом" (An Evening With the Royal Ballet, совм. с А. Хевелок Алланом) |
|
1964 |
"Желтый роллс-ройс" (The Yellow Rolls-Royce) |
|