Петер Бачо принадлежит к поколению "светлых ветров" — юношеского общественного движения, объединявшего послевоенную учащуюся молодежь с ее революционно-демократическим романтизмом и нетерпением преобразователей. Учился на философском факультете Будапештского университета. В 1946 г. поступил на режиссерское отделение только что открывшегося кинофакультета будапештского Института театра и кино, который закончил в 1950 г. Профессию осваивал непосредственно на съемочной площадке, под руководством опытного режиссера Гезы Радвани, привлекшего своих учеников к созданию фильма "Где-то в Европе" (1947): Б. была доверена работа с исполнителями-детьми. Попытка самостоятельной творческой работы в 1949 г. потерпела неудачу: недоснятый фильм "Пионеры", в котором Б. выступал сценаристом и художественным руководителем, был признан идеологической ошибкой, материал бесследно исчез в недрах министерства внутренних дел, а несостоявшихся дебютантов — Бачо и его однокурсника Кароя Макка, взявшего на себя функции постановщика, — надолго лишили занятий режиссурой. Проявивший интерес к сценарному творчеству (литературный дар унаследован им от матери — известной писательницы Бориш Палотаи), Б. был направлен на работу в сценарный отдел кинопредприятия "МАФИЛЬМ". В качестве редактора и сценариста-соавтора принимал участие в создании многих венгерских фильмов 50—60-х гг., среди которых самые значительные: "Анна Эдеш" (1959, реж. 3. Фабри), "Военная музыка" (1961, реж. Эндре Мартон), "Два тайма в аду" (1961, реж. 3. Фабри). Позже, когда уже сам занялся режиссурой, он продолжал сотрудничать с другими режиссерами в работе над сценариями — чаще всего комедийными, сценарии же для всех своих фильмов писал сам. Дебютировал в режиссуре в 1963 г. фильмом "Летом просто" — лирическим, репортажно-эскизным, рассказывающим о молодых, начинающих самостоятельную взрослую жизнь. В двух последующих его фильмах "Влюбленные велосипедисты" (1965) и "Лето в горах" (1967; "Серебряная раковина", пр. сценаристов и пр. молодежи — МКФ в Сан-Себастьяне, 1968; пр. критиков "Серебряная богиня" и пр. Ласло Меншарошу "за лучшее исполнение мужской роли" — МКФ в Акапулько, 1968) также анализируется жизнь молодых, их образ мыслей и формы поведения. Однако в третьей картине изменилась интонация, так как в традиционную молодежную проблематику вторглась тема недавнего прошлого, с жертвами политических репрессий и исправительно-трудовыми лагерями (это, пожалуй, первое в венгерском кино упоминание о преступлениях венгерского сталинизма 50-х). Обеспокоившее вопросами, на которые общество еще не дало ответов, "Лето в горах" предварило следующий фильм Б. "Выстрел в висок" (1968), где предметом художественного анализа стало тревожное явление современности: волна самоубийств молодых. Дальнейшее его творчество определят две жанрово-стилевые линии, попеременно уступающие друг другу: проблемно-аналитическая и комедийная. Первую из них в 70-е гг. представляют строгие, как социологический репортаж, заряженные социальной критикой фильмы "Прорыв" (1970; Гран-при МКФ в Страсбурге, 1975), "Настоящее время" (1971; "Серебряный леопард" и пр. ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно, 1972) и "Третья попытка" (1973; Гран-при МКФ в Сан-Ремо, 1974), в которых Б. обращался к актуально-политическим темам: к проблемам рабочей жизни, проблемам демократии, подлинной и риторической, к вопросам общественной мобильности и идентификации. Продолжением этой линии явились полные драматизма и эмоциональной напряженности фильмы "Предупредительный выстрел" (1977) и "Удар током" (1978), где Б., стремясь охватить новый плацдарм моральных и общественных отношений, вновь обращается к молодежной среде, сталкивая идеализм и прагматизм и выявляя качество человеческих связей. В последующее десятилетие драматическая составляющая в его творчестве найдет свой материал в коллизиях свинцовых 40—50-х гг., эпохи доносов и политической шизофрении ("Позавчера", 1980; "Невеста Сталина" по повести В. Тендрякова, 1990).
Вторую, фарсово-гротескную, линию в творчестве Б. открывает "Свидетель" (1969; пр. экуменического жюри в Каннах, 1981) — сатирический фильм из эпохи Ракоши, с карикатурно-условными фигурами и каскадом абсурдных положений, в которые попадает простодушно-наивный герой, "маленький человек", случайно втянутый в "большую политику". Коснувшаяся темы, закрытой в то время для обсуждения, эта картина пролежала на полке без малого десять лет и вышла на экраны лишь в самом конце 70-х. В начале 90-х Б. снимает продолжение ("Снова свидетель", 1990), где тот же герой, уже вышедший в отставку, остраняет своей наивностью абсурдность новой венгерской реальности.
Убежденный сторонник зрительского кино, к тому же хорошо владеющий техникой комического, Петер Бачо в 70-е гг. упрямо пытался создать венгерский вариант "социалистической кинокомедии", проявив себя мастером социального гротеска в фильмах "Кипяток на лысину" (1973), "Не тронь мою бороду!" (1975), "Рояль в воздухе" (1976), "Кто здесь говорит о любви?" (1979). В фильме "Ты, проклятая жизнь!" (1983; Гран-при МКФ в Страсбурге, 1985; пр. актрисе Доротте Удварош на МКФ в Монреале, 1984), живописуя беззакония 50-х, лишение людей прав и свобод, Б. рискованно соединяет опереточно-фарсовую стихию с трагическими развязками. В фильме-памфлете "Титания, Титания, или Ночь дублеров" (1988) он не скупится на убийственно-ядовитые стрелы в адрес тоталитаризма, представленного в сатирическом образе диктатора вымышленной страны, в котором венгерский зритель, однако, находил много сходств с тогдашним правителем ортодоксально-коммунистической Румынии. Одна из последних его удач в жанре социального гротеска — "Вальс на банановой кожуре" (1986), —выразительный портрет обезумевшего современного мира.
Бачо снимает также телевизионные фильмы. В частности, в конце 70-х гг. экранизировал на телевидении рассказы В. Шукшина, позже объединенные в полнометражный фильм "Обида" (1982), который демонстрировался в кинотеатрах. Наряду с режиссерской работой общеизвестна также педагогическая деятельность Б. (с 1951 г. он преподает в Институте театра и кино), организатора и руководителя кинопроизводства (с начала 60-х гг. — заместитель художественного руководителя студии "Диалог", а с 1982-го до ухода на пенсию — ее руководитель). Удостоен многих почетных венгерских наград и званий.
Фильмография:
"Летом просто" (Nyaron egyszerii), 1963; "Влюбленные велосипедисты" (Szerelmes biciklistak), 1965; "Лето в горах" (Nyarahegyen), 1967; "Выстрел в висок" (Fejloves), 1968; "Свидетель" (Atanu), 1969; "Прорыв" (Kitores), 1970; "Настоящее время" (Jelenido), 1971; "Третья попытка" (Harmadik nekifutas), "Кипяток на лысину" (Forro vizet a ko-paszra!), оба — 1973; "Пылкие девушки" (Szikrazo lanyok), 1974; "Не тронь мою бороду!" (Ereszd el a szakallamat!), 1975; "Рояль в воздухе" (Zongora a levegoben), 1976; "Предупредительный выстрел" (Ri-asztoloves), 1977; "Удартоком" (Aramutes), 1978; "Кто здесь говорит о любви?" (Ki beszel itt szerelemrol?), 1979; "Позавчера" (Tegnapelott), "Швед, который бесследно исчез" (A sved, akinek nyoma veszett, копродукция Венгрии, Швеции и ФРГ), оба — 1980; "Обида" (Sertes), 1982; "Ты, проклятая жизнь!" (Terongyoselet!), 1983; "Который час, господин будильник?" (Hany az ora, Vekker ur?, сорежиссер — Тамаш Толмар), 1984; "Вальс на банановой кожуре" (Bananhejkeringo), 1986; "Титания, Титания, или Ночь дублеров" (Titania, Titania, avagy a dublorok ejszakaja), 1988; "Невеста Сталина" (Stalin menyas-szonya, по повести В. Тендрякова), "Снова свидетель" (Megint tanu), оба — 1990; Live Show, к/м, 1992; "Маленький Рому-лус" (Romulusz, тв-сериал), 1994; "Хелло, Доки!" (Hello, Doki, тв-сериал), "Простофили и бандиты" (Balekokesbanditak), оба— 1997.
|