Архитектор по образованию, кинематографист по призванию, Коменчини не только стал одним из ведущих режиссеров, но и основал кинодинастию — обе его дочери, Кристина (1956 г. р.) и Франческа (1961 г. р.), успешно продолжают дело отца и сегодня входят в число ведущих кинематографистов Италии. Луиджи Коменчини вместе с Альберто Латтуада и Марио Феррари был инициатором итальянского фильмофонда (Cineteca italiana), который занимается поиском, реставрацией и хранением старых классических лент, многие из которых казались безвозвратно утраченными. Прежде чем стать режиссером-практиком, К. работал корреспондентом, освещавшим культуру и кино в газете Tempo, затем помощником режиссера, потом придумывал сюжеты фильмов, писал сценарии. Первые режиссерские опыты связаны с коротким метражом: "Дети в городе", "Беспризорники", "Преступный госпиталь" и др. Только в 1948 г. К. снял свой первый игровой фильм "Красть запрещено" о детях, предоставленных самим себе. Далее последовал период обучения ремеслу и поиска собственного пути. Картины этих лет прошли незамеченными как критикой, так и зрителями. Но вскоре пришла известность: феноменальный коммерческий успех выпал на долю его фильма "Хлеб, любовь и фантазия" (1953), где в стилистике розового неореализма (уничижительно прозванного "сексуально-фольклорным") была рассказана незамысловатая история о том, как любят и о чем мечтают простые итальянцы со "звездными" лицами Витторио Де Сики и Джины Лоллобриджиды. Среди историков кино существует устойчивое мнение, что "оптимистический" неореализм стал могильщиком "пессимистического" неореализма ("Ум-берто Д." В. Де Сики), потому что ленты именно этого толка получали финансовую поддержку государства, хорошую рекламу и "зеленую улицу" в прокате. Но вместе с тем бесспорно и то, что они нравились зрителю. Закрепляя первый успех, К. снял картину "Хлеб, любовь и ревность" (1954). "Фольклорно-лю-бовная" дилогия породила немало подражаний. Но сам К. неожиданно снял неореалистическую ленту "Окно в луна-парк", а в 1960 г. — антивоенную картину "Все по домам" (спец. пр. МКФ в Москве, 1961), в 1963 г. экранизировал знаменитый антифашистский роман К. Кассолы "Невеста Бубе" с Клау-дией Кардинале в главной роли.
В 60-е гг. К. стал одним из основоположников и самых ярких представителей "комедии по-итальянски". Сюжеты К. — это движение, герои К. — это люди, которые всегда куда-то идут или едут, становясь на этом пути мудрее, добрее и счастливее. В этом смысле К. человеколюбивый режиссер: он любит своих героев и всегда, хоть малой толикой исполняет их мечты. Все это обеспечивает "сказочнику" К., превращающему утопию в реальность (кинематографическую!), зрительскую взаимность.
Фильмография К. выглядит эклектичной даже тогда, когда речь идет об их тематической или жанровой общности: фильмы о детях ("Непонятый", "Детство, призвание и первые опыты Джакомо Ка-зановы, венецианца", "Дети и мы", "Приключения Пиноккио"), комедии по-итальянски (народная "Игра в карты по-научному", эротическая "Боже, как низко я пала!", мелодраматическая "Ничего не зная о ней" и "Вернись, Эудженио", полицейская "Преступление во имя любви", назидательная "Пробка"), детективы ("Воскресная женщина", "Кот"), телевизионные ленты (драмы "Сердце" и "История", опера "Богема"). Такая всеядность могла бы погубить иного режиссера, но не К., который во всем, что он делал, был профессионалом в высоком смысле слова, художником с тонким вкусом и добрым человеком с огромной безраздельной любовью к кинематографу.
Фильмография:
"Красть запрещено" (Proibito rubare), 1948; "Император Капри" (L'imperatoredi Capri), 1949; "Закрытые ставни" (Persianechiuse), 1951; "Толпа белых людей" (La tratta delle bianche), 1952; "Я вернулась к тебе"/"Хайди в Швейцарии" (Son tornata per te / Heidi in Zvizzera), "Хлеб, любовь и фантазия" (Pane, amore e fantasia), оба — 1953; "Хлеб, любовь и ревность" (Pane, amore e gelosia), "Чемодан снов" (La valigia dei sogni), оба — 1954; "Красавица-римлянка" (Labella di Roma), 1955; "Окно в луна-парк" (La finestra sul luna Park), "Мужья в городе" (Maritiincitta),o6a— 1957; "Опасные жены" (Mogliepericolose), 1958; "Сюрпризы любви" (Le sorprese del'amore), Und Das Am Montagmorgen, оба — 1959; "Все по домам" (Tutti a casa), I960; "Верхом на тигре" (A cavallo della tigre), 1961; "Комиссар" (II comissario), 1962; "Невеста Бубе" (LaragazzadiBube), 1963; "Три ночи любви", новелла "Старайтесь, братья" (Tre notti d'amore, l'episodio Fatebenefra-telli), "Моя госпожа", новелла "Женщина из Эритреи" (La mia signora, l'episodio Eritrea), оба — 1964; "Куколки", новелла "По законам евгеники" (Le Bambole, l'episodio II trattatodieugenetica), "Лгунья" (La bugiarda), "Товарищ Дон Камилло" (11 compagno Don Camillo), все — 1965; "Непонятый" / "Жизнь с сыном" (Incompreso / Vita con figlio), 1967; "Тайная полиция Италии" (Italian Secret Service), 1968; "Детство, призвание и первые опыты Джа-комо Казановы, венецианца" (Infanzia, vocazione e prime esperienze di Giacomo Casanova veneziano), "Ничего не зная о ней" (Senza sapere niente di lei), оба — 1969; "Приключения Пиноккио" (Leav-venture di Pinocchio, тв), 1971; "Игра в карты по-научному" (Lo scopone scienti-flco), 1972; "Преступление во имя любви" (Delitto d'amore), 1973; "Боже мой, как низко я пала" (Mio Dio, come sono caduta in basso!), 1974; "Воскресная женщина" (La donna della domenica), "Хватит того, что тебя разыгрывают", новелла "Сомнение" (Basta che non si sappia in giro, l'episodio L'equivoco), оба — 1975; "Дамы и господа, спокойной ночи" (Signore e si-gnori, buona notte), "Эти странные обстоятельства", новелла "Лифт" (Quellestra-ne occasioni, l'episodio L'ascensore), оба — 1976; "Кот" (II gatto), 1977; "Пробка" (L'ingorgo), 1978; "Вернись, Эудженио" (Voltati Eugenio), 1980; "В поисках Иисуса" (Cercasi Gesu), 1981; "Бракосочетание Катерины" (II matrimonio di Caterina, тв), 1983; "Сердце" (Cuore, тв), 1984; "История" (La storia, тв), 1986; "Парень из Калабрии" (Un ragazzo di Calabria), 1987; "Богема" (La boheme), 1988; "Нежным был восход" (Tenero e il tramonto), 1990; "Марчеллино, хлеб и вино" (Marcellino pane e vino), 1991.
|