Один из первых выпускников Киноакадемии (ФАМУ, 1947-1951). Несколько лет работал на Студии документальных фильмов и в "Чехословацком армейском фильме". Со студенческих лет сотрудничал со своим другом и земляком Войтехом Ясным, с которым снял несколько отмеченных престижными государственными наградами поэтических документальных лент (диплом "Не всегда тучи"; "Люди одного сердца", 1953, Государственная премия первой степени; "За радостную жизнь"; "Необыкновенные годы" о зарождении и развитии сельскохозяйственного кооператива в Южной Чехии и др.). В 1955 г. К. и Ясный дебютируют в игровом кино цветным приключенческим фильмом из жизни военных "Сегодня вечером все будет кончено", после чего каждый идет своим путем. Оставаясь верным военной тематике, К. снимает приключенческую ленту о пограничниках "Потерянный след", военную драму "Тогда на Рождество" и чешскую версию шпионского фильма "Король Шумавы" (премия чехословацкой кинокритики).
В 1960 г. К. обращается к недавнему военному прошлому и снимает фильм "Дети фронта", полную трагического лиризма трогательную историю маленького мальчика, освобожденного из концлагеря Красной Армией и ставшего "сыном полка" чешской дивизии. В том же году знакомится с писателем Яном Про-хазкой, прошедшим сложный путь развития от восторженного сторонника коммунистического режима, самого молодого кандидата в члены ЦК КПЧ и певца социалистического переустройства до его непримиримого оппозиционера, с которым сотрудничает вплоть до его смерти в 1969 г., снимая свои самые знаменитые фильмы. В начале 60-х гг. появляются поэтическе ленты К., психологически тонко передающие зарождение и развитие глубинных переживаний и эмоций впечатлительного, замкнутого на себя подростка ("Томление", 1961, Гран-при на Международном фестивале фильмов для детей и юношества в Каннах; пр. жюри МКФ в Map дель Плата; "Головокружение"; "Высокая стена", 1964, "Серебряный парус" на МКФ в Локарно). Линию поэтического кино К. продолжает и в 70-80-е гг., зачастую варьируя темы своих ранних работ ("Поезд до станции "Небо", 1972; "В ожидании дождя", 1978; "Смерть прекрасных косуль", 1986; и др.).
Сняв в 1963 г. ленту "Надежда" о сложных взаимоотношениях про-ститутки и беспутного парня(пр. за режиссуру на МКФ в Буэнос-Айресе), К. приобретает репутацию непревзойденного мастера камерной психологической драмы, продолжающего традиции эротического кинематографа Густава Махатого.
Тема нелегкого человеческого удела, появившаяся в фильмах режиссера в начале десятилетия (" Цепи", "Высокая стена"), с середины 60-х приобретает оттенок трагичности, неизбежно связывается с темами насилия, беспредела власти, катастрофичности мира, в котором восторжествовала нетерпимость. Создавая своеобразную антологию происшедших после 1945 г. событий, Кахиня вместе с Прохазкой снимают фильмы о невосполнимых нравственных потерях на пройденном обществом пути и связанном с ними обесценивании человеческой жизни ("Да здравствует республика!" - Гран-при и пр. ФИПРЕССИ на МКФ в Мар-дель-Плата; "Ночь невесты", "Экипаж в Вену" и др.). Последним фильмом Кахини периода "пражской весны" становится черная комедия "Жучок" ("Подслушивающее устройство") об аморальных приемах внутрипартийной и внутриаппаратной борьбы.
Тот же сарказм появляется в картинах Кахини в конце 80-х. Место привычного для поэтического кинематографа режиссера "понимаю, и потому принимаю" занимает безжалостное обнажение человеческих слабостей, социальных и психологических причин вялости и недееспособности чехословацкого общества ("Куда, мужики, куда идете?", "Осторожно, визит!", "Фанди, о Фанди" и др.).
В последние годы К. много работает на телевидении, преподает режиссуру (ФАМУ), является президентом чешской Академии кино и телевидения.
Фильмография:
"Не всегда тучи" (Neni stale zamraceno, док), 1950; "За радостную жизнь" (Za zivot radostny, док.), 1951; "Необыкновенные годы" (Neobycejna leta, док.), 1952; "Люди одного сердца" (Lidejednohosrdce, док.), 1953; "Сегодня вечером все будет кончено" (Dries vecer vsechno skonci, совм. с Войтехом Ясным), 1955; "Потерянный след" (Ztracenastopa), 1956; "Тогда на Рождество" (Tenkrat о vanocfch), 1958; "Король Шумавы" (Krai Sumavy), 1959; "Дети фронта" (Ргасе), I960; "Цепи" (Pouta), 1961; "Заботы" (Trapeni, в сов. прокате "Черный Прим"), "Головокружение" (Zavrat') оба — 1962; "Надежда" (Nadeje), 1963; "Высокая стена" (Vysoka zed'), 1964; "Да здравствует республика" (At' zije republika), 1965; "Экипаже Вену" (Kocardo Vidne), 1966; "Ночь невесты" (Nocnevesty), 1967; "Рождество с Альжбетой" (Vanoce s Alzbetou), 1968; "Смешной господин" (Smesny pan), 1969; "Жучок" (Ucho), 1970; "Я снова прыгаю через лужи" (Ш zase skacu pfes kaluze), "Тайна великого рассказчика" (Tajemstvi velkeho vypravece), оба —1971; "Поезд до станции "Небо" (Vlak do stanice Nebe), 1972; "Жаркая зима" (Horkazima), "Любовь" (Laska), оба — 1973; "Павлин-ка" (Pavlinka), 1974; Девушка Робинзон" (Robinzonka), "Некрасивая деревня" (Skareda dedina), оба — 1975; "Русалочка" (Mala mofska vila), 1976; "Смерть мухи" (Smrt mouchy), "Встреча в июле" (Setkanf vcervenci),o6a— 1978; "В ожидании дождя" (Cekaninadest'), "Золотыеугри" (Zlate uhori), оба — 1979; "Любовьсреди капель дождя" (Lasky mezi kapkami deste), "Сахарная избушка" (Cukrova bouda), оба — 1980; "Осторожно, визит!" (Pozor, vizita!), 1981; "Подсчет овечек" (Scitani ovecek), 1982; "Фанди, о Фанди" (Fandy, о Fandy) 1983; "Медсестры" (Sestricky), 1984; "Добрый свет" (Dobre svetlo), 1985; "Смерть прекрасных косуль" (Smrt krasnych srncu), 1986; "Куда, мужики, куда идете?" (Кат, panove, kam jdete?), 1987; "Сообщается вашим любимым" (Oznamuje se laskam vasim), 1988; "Чокнутые и девчушки" (Blazniadevcatka), 1989; "Последняя бабочка" (Posledni motyl), 1990; "По городу ходит Микулаш" (Mestem chodf Miku-las, тв), 1992; "Корова" (Krava, тв), 1993; "Фани" (Fany), I995.
|