Учился на отделении архитектуры в Политехническом институте в Варшаве и юридическом факультете Варшавского университета. Затем в 1950 г. окончил операторское и режиссерское отделения Государственной высшей киношколы в Лодзи. В 1950-1955 гг. работал на студии документальных фильмов в Варшаве оператором, а затем режиссером-постановщиком. В художественном кино дебютировал в 1955 г. фильмом "Голубой крест" (с/м, Бронзовая медаль МКФ в Венеции, 1956; пр. МКФ в Тренто, 1955). С самого начала участвовал в создании "польской школы", был одним из ее выдающихся представителей. Все три полнометражных художественных фильма Мунка: "Человек на рельсах" (1956; пр. за режиссуру МКФ в Карловых Варах, 1957), "Героика" (1957; Гран-при и пр. ФИПРЕССИ МКФ в Мар-дель-Плата, 1959) и "Косоглазое счастье" (1959, в советском прокате "Шесть превращений Яна Пищика") —стилистически отличаются друг от друга и сняты в разных жанрах. Однако во всех трех картинах режиссер с высоким мастерством соединил документализм с художественно преображенным образом. В политическом фильме "Человек на рельсах", первом польском фильме об эпохе сталинизма, М. показал трагический финал ситуации, когда превыше всего ставится поиск "врагов народа". Картину "Героика" (1957) режиссер снимал как героическую симфонию в двух частях. 1 -я часть рассказывала о Варшавском восстании, 2-я — о пребывании участников Варшавского восстания в лагере для военнопленных, — скептический анализ сложных причин героизма отдельных людей. Сатирическая комедия "Косоглазое счастье", как бы закрывающая "польскую школу", еще более, чем предыдущая, вступала в дискуссию о героизме, геройской смерти, поражении, так акцентируемых в произведениях "польской школы". Фильмы Мунка были обращены прежде всего к разуму, вызывали на размышления, что было не в традициях "польской школы", чьи лучшие произведения были обращены прежде всего к чувствам людей.
20 сентября 1961 г. по дороге на съемки фильма "Пассажирка" Анд-жей Мунк погиб в автомобильной катастрофе. Фильм должен был рассказать о тщетной попытке уйти от себя, от ответственности за военные преступления. Картина была смонтирована и подготовлена к прокату группой кинематографистов под руководством В. Лещевича.
Фильмография:
"Искусство молодых" (Sztuka mlodych, док.), 1949; "Это началось в Испании" (Zaczelo sie w Hiszpanii, док.), 1950; "Направление Новая Гута" (Kierunek Nowa Huta, док.), 1951; "Дневники крестьян" (Pamietniki chlopow, док.), 1952; "Слово железнодорожника" (Ко-lejarskieslowo,floK.), 1953; "Звездыдолжны гореть" (Gwiazdy musza plonac, док. совм. с Витольдом Лещевичем), 1954; "Воскресное утро" (Niedzielny poranek, док., пр. кинокритики МКФ в Мангейме, 1956), "Голубой крест" (Blekitny krzyz), оба- " 1955; "Человек на рельсах" (Czlowiekna, torze), 1956; "Героика" (Eroica), 1957; 1 "Прогулка в старом городе" (Spacer staro-miejski, док.; Гран-при МКФ в Венеции, 1959; пр. МКФ в Оберхаузене, 1960), 1958; "Косоглазое счастье" (Zezowate szczescie), 1959; "Пассажирка" (Paszerka, съемки фильма были прерваны в связи со смертью А. Мунка, картина была смонтирована и подготовлена к прокату группой кинематографистов под руководством Витольда Лещевича; пр. ФИПРЕССИ и пр. жюри МКФ в Каннах, 1964; пр. Союза итальянских журналистов МКФ в Венеции, 1964), 1961.
|