Изучал медицину и математику в Швейцарии и Лионском университете. В кино дебютировал в 1920 г. как критик. Работал ассистентом у Л.Деллюка. Самостоятельно снял фильмы "Пастер" (1922, док., совместно с Ж. БенуаЛеви), "Красная таверна" (1923), "Прекрасная нивернезка" (1923), "Афиша" (1924). Обратил на себя внимание фильмом "Верное сердце" (1923), предвещавшим появление французского "поэтического реализма" 30х гг. После нескольких менее удачных фильмов снял "Падение дома Ашер" (1928, по Э. По), под несомненным влиянием немецкого экспрессионизма, один из самых виртуозных фильмов французского авангарда по монтажу, движению камеры, использованию многократных экспозиций. По выражению Анри Ланглуа, фильм представлял собою "абсолютный эквивалент музыки Дебюсси на экране". Затем Э. обращается к поэтике поэтического документализма, снимая такие классические фильмы, как "Finis terrae" (1929), "Золото моря" (1931) и особенно "Мор' Вран" (1930). С появлением звука Э. уходит в коммерческий кинематограф и выходит из забвения лишь однажды, спустя много лет, фильмом "Хозяин ветров" (1947), запоздавшим на полтора десятилетия экспериментом со звуком.
Как теоретик кино Эпштейн развивает теорию фотогении Р. Канудо и Л. Деллюка, первоначально как сверхъестественное свойство крупного плана, "монолога одного выделенного лица" (книга "Здравствуй, кино", 1921), а затем как инструмент познания, с помощью которого открываются неизведанные аспекты природы и которые приведут к революции в области постижения законов, по которым развивается физическая реальность, "тайная символика вещей" ("L'intelligence d'unemachine", 1946, "Lecinemadu diable", 1947).
Фильмография:
"Пастер" (Pasteur, док., совм. с Ж. Бенуа-Леви), 1922; "Красная таверна" (L'auberge rouge), "Прекрасная нивернезка" (LabelleNivernaise), "Верное сердце" (Coeurfidele), все — 1923; "Афи¬ша" (L'affiche), "Капля крови" (Unegout-tedesang), оба — 1924; "Лев моголов" (Le lion des mogols), "Двойная любовь" (Le double amour), "Приключения Робера Макера" (Les aventures de Rober Macaire), все — 1925; "Мопра" (Mauprat), "Шесть и десять с половиной" (Six et demi onze), оба— 1927; "Зеркало с тремя лицами" (La glace a trois faces), "Падение дома Аше-ров" (La chute de la maison Usher), оба — 1928; "Finis terrae", 1929; "Мор'Вран" (Mor'vran), 1930; "Золото моря" (L'ordes mers), 1931; "Хозяин ветров" (Letempes-taire), 1947.
|