Его отец Роберт Метциг, владелец издательства технических журналов, приобретает в 20-х гг. кинокопировальную фабрику ФЕКА. Во время первой мировой войны М. воспитывается у бабушки в Гамбурге, где учится в школе, затем посещает реальную гимназию в Берлине. После экзамена на аттестат зрелости в 1930 г. изучает химию, инженерное дело, экономику и организацию производства в Высшей технической школе в Мюнхене, слушает лекции по конституционному, гражданскому и международному праву в Сорбонне в Париже, а во время школьных каникул изучает на отцовском предприятии кинотехнику. С 1932 г. принимает участие в съемках. С 1935 г. у М. студия трюковых фильмов "Радиус", где он делает "шапки" фильмов и рекламные ролики. В 1937 г. из-за европейского происхождения его матери (нацистские расистские законы довели ее до самоубийства) Имперская кинопалата запретила М. работать в кино.
В 1935 г. М. защищает в Мюнхене диссертацию "Учет на кинокопировальной фабрике" и становится дипломированным коммерсантом. Это позволяет ему работать в различных берлинских фирмах в области кинотехники и фототехники, а также открыть собственную фототехническую лабораторию. "Эта лаборатория... спасла мне жизнь. Влиятельные политические друзья постоянно подчеркивали невероятную важность моих исследований... и отодвигали тем самым мою депортацию". М. работает по договорам по копированию, звуковой технике и технике цветного кино, в 1944 г. вступает в КПГ, работавшую в подполье. В 1945 г. переходит в советский сектор. "Желание политически сотрудничать я хотел бы поставить на первое место. Я чувствовал себя в стране неограниченных возможностей". Он становится одним из учредителей "Киноактива", который ведет работу по возобновлению кинопроизводства в Восточной Германии и основанию киностудии ДЕФА, занимается дублированием советских фильмов на немецкий язык, в частности "Клятвы" Михаила Чиаурели.
В январе 1946 г. М. становится главным руководителем киножурнала "Очевидец", премьера которого состоялась 19 февраля 1946 г. Девизом киножурнала было "Вы видите сами — Вы слышите сами — судите сами!". Одновременно он снимает документальные фильмы: "Берлин строится", "Всегдаготов", "Единство СПГ - КПГ".
Зимой 1946-1947 гг. Метциг пишет сценарий своего первого художественного фильма "Брак в тени" (1947) о судьбе актера Иоахима Гот-тшалка и его жены-еврейки во времена нацизма. Фильм был показан в октябре 1947 г. одновременно во всех четырех секторах Берлина, его посмотрели более 10 миллионов зрителей, и он стал самым успешным немецким фильмом тех лет.
В картине "Пестроклетчатые" (1949) Метциг реконструирует панораму пролетарской жизни в Берлине в период между кайзеровским рейхом и окончанием второй мировой войны. "Совет богов" (1949, пр. МКФ в Карловых Варах, 1949), по сценарию Фридриха Вольфа, по-журналистски остро разоблачает на примере немецкого химического концерна "ИГ Фарбен" связи промышленников с национал-социалистической политической верхушкой и не прекращавшиеся в годы войны связи международных монополий. В 1951 г. Метциг инсценирует комедию "Роман молодоженов", а затем снимает в 1953-1955 гг. монументальную двухсерийную картину "Эрнст Тельман — сын своего класса" (1954, пр. МКФ в Карловых Варах 1954) и "Эрнст Тельман-вождь своего класса" (1955), в котором надолго был канонизирован образ вождя КПГ и политических событий во времена Веймарской республики.
В масштабном эпическом полотне "Дворцы и хижины" (1957) М. на примере мекленбургской деревни между 1945 и 1956 гг. обращается к проблемам построения новой жизни в послевоенном немецком селе. "Не покидайте мою Траудель" (1957) — первая удачная комедия о современности на ДЕФА, вклад М. в специфический жанр "берлинских" фильмов. Историко-революционный фильм-баллада "Песня матросов", который Метциг снимает в 1958 г. вместе со своим многолетним ассистентом Понтером Рай-шем, пытается разобраться в характере "коллективного героя", группы матросов-подпольщиков, и показать причины поражения немецкой революции 1918 г.
Метциг, часто меняющий жанры, предпринял в фильме "Безмолвная звезда" (1959), по роману Станислава Лема, первую попытку ДЕФА снять научно-фантастическую ленту. "Любовь в сентябре" (1960) —драматичная современная история любви завербованного западной разведкой молодого инженера и медсестры. "Сон капитана Лоя" (1961) — политический триллер, "У французских каминов" (1962) — полемика против фашистских традиций в Бундесвере, "Прелюдия II" (1963) — политический приключенческий фильм о борьбе кубинских патриотов против контрреволюции.
"Я — кролик" (1965), по роману Манфреда Билера, — попытка М. открыто разобраться во внутренних проблемах развития ГДР. Готовый фильм стал центральным спорным пунктом XI Пленума СЕПГ и не был выпушен на экраны. Серьезная полемика вокруг фильма привела к слому в творчестве Курта Метцига. Четыре фильма, которые он снимет после этого, уже ничем не связаны друг с другом: "Девушка на трамплине" (1967) рассказывает о рекордсменке, которая не справляется с решающим прыжком; "Знамя Кривого Рога" (1967) описывает борьбу горняков Мансфельда, спасших подаренное им советскими коммунистами красное знамя в годы фашистского террора; "Мужчина против мужчины" (1975) показывает двух солдат (один из них был объявлен погибшим), женатых на одной и той же женщине, в экстремальной ситуации.
Курт Метциг — один из основателей и первый ректор (1954-1964) Немецкой высшей школы киноискусства в Потсдам-Бабельсбурге, активист клубного движения, в 1974 г. — вице-президент международного союза FICC, в 1979 г. — почетный президент пожизненно. В 1967—1988 гг. был членом правления Союза работников кино и ТВ, в 1980—1986 — четырежды президентом Национального фестиваля художественных фильмов ГДР.
Фильиография:
"Брак в тени" (Ehe im Schatten), 1947; "Пестроклетчатые" (Die Buntkarierten), "Совет богов" (DerRatder Gotter), оба — 1949; "Семья Бентин" (Fa-milie Benthin), 1950; "Роман молодо-; женов" (Roman einer jungen Ehe), 1951; "Эрнст Тельман — сын своего класса" |(Ernst Thalmann — Sohn seiner Klasse), §1954; "Эрнст Тельман — вождь своего эгасса" (Ernst Thalmann — Fuhrer seiner Klasse), 1955; "Дворцы и хижины" ISchlosser und Katen), "He покидайте мою ираудель" (Vergesst meine Traudel nicht), |957; "Песня матросов" (Das Lied der torosen), 1958; "Безмолвная звезда" ier Schweigende Stern), 1959; "Любовь в ;ентябре" (Septemberliebe), I960; "Сон апитанаЛоя" (DerTraumdes Hauptmann Loy), 1961; "У французских каминов" (An franzosischenKaminen), 1962; "Прелюдия II" (Preludioll), 1963; "Я — кролик" (Das Kaninchen bin ich), 1965; "Девушка на трамплине" (Das Madchen aufdem Brett), "Знамя Кривого Рога" (Die Fahne von Kriwoi Rog), 1967; "Голова Януса" (Janus-kopf), 1972; "Мужчина против мужчины" (Mann gegen Mann), 1975.
|