Абель Ганс
Gance Abel

Французский режиссер и сценарист.
Родился 25 октября 1889 г. в Париже,
умер 11 октября 1981 г. там же.

 

РЕЖИССЕРЫ
   

Начинал как поэт, драматург, театральный и киноактер, в частности снялся в 1909 г. в фильме "Мольер" (Moliere, реж. Л. Перре). В 1910—1911 гг. писал сценарии для Л. Фейада и А. Капеллани. Де­бютировал как режиссер и продю­сер фильмом "Плотина" (1912). В том же году снял картину "Белый негр". Во время первой мировой войны служил в армии, снимал па­цифистские фильмы — " Возвраща­ются ли мертвые?" (1915), "Героизм Падди" (1916), "Что рассказывают волны" (1916), "Перископ" (1916). Одновременно экспериментировал с монтажом, двойными экспозиция­ми, субъективной камерой и дефор­мирующей оптикой, в значительной степени предвосхищая импрессио­нистические поиски французского "авангарда" — "Безумие доктора Тюба" (1915), "Матерь скорбящая" (1917), "Десятая симфония" (1918) и, особенно антивоенная драма "Я обвиняю!" (1918).
Наиболее значительным филь­мом первого периода творчества стал фильм "Колесо" (1923), "же­лезнодорожная симфония" рельсо­вых путей, движущихся паровозных колес и рычагов, облаков пара и ды­ма, снятых в ошеломляющем по тем временам ритме, с неожиданными монтажными решениями и стыка­ми, многократными экспозициями, перемежающимися неожиданными лирическими и мелодраматически­ми сценами. Однако подлинной вер­шиной творчества Ганса стал фильм "Наполеон" (1927), в окончатель­ной версии длящийся более четы­рех часов, а в первоначальной бо­лее двенадцати. Это действительно портрет великого императора "по Гансу" — субъективная биография, описанная субъективной камерой (именно Ганс окончательно освобо­дил кинокамеру от статики раннего немого кино, установив ее на скон­струированной им специальной те­лежке, подвесив ее к седлу мчащей­ся лошади, намертво припечатав к корпусу оператора, который бежал с ней, оглядывался на бегу, перево­дил взгляд с одной точки на другую. Финальные сцены фильма были сня­ты в изобретенной Гансом технике "поливидения", состоявшей в одно­временной троекратной проекции фильма на трех экранах: правый и левый показывали Великую Армию на марше, а средний — Наполеона. (В 1971 г. Клод Лелуш реконструи­ровал поврежденную копию и при­способил ее к демонстрации под названием "Наполеон и револю­ция", удостоенной Большой пре­мии французского кино в 1974 г. Затем фильм был еще раз реконстру­ирован Французской синематекой в 1984 г.).
После провала картины "Конец мира" (1930) Ганс теряет доверие продюсеров и вынужден снимать звуковые варианты своих лучших фильмов ("Матерь скорбящая", 1937, "Наполеон", 1934, "Я обви­няю!", 1938), а также чисто коммер­ческие ленты ("Дама с камелиями", 1934), а с 1944 по 1953 г. вообще не работает в кино. Лишь в 1954 г. Г. снял фильм "Нельская башня", а затем последний вариант своей "бо-напартианы", фильм "Аустерлиц" (1960, совм. с Р. Ришбе). В общей сложности за свою долгую творчес­кую жизнь он снял более сорока пол­нометражных игровых фильмов, а также несколько эксперименталь­ных короткометражек, в отличие от фильмов игровых особого влияния на развитие кинематографа не ока­завших. Его технические нововве­дения не ограничивались разработ­кой полиэкрана, но распространи­лись и на эксперименты в области звука. В частности, именно Ганс в 1929 г. первым сформулировал поня­тие "звуковой перспективы", пред­восхитившее появление стереофо­нии, а также "пиктографии" (упот­ребления статических изображений для создания иллюзии реального пространства, 1938) и "мажирамы" (Magirama, совм. с Н. Каплан, 1956).

Фильмография:
"Плотина" (La Digue), "Белый негр" (Le Negre blanc), "Ноги на потолке" (Ilyadespiedsauplafond), "Мас­ка ужаса" (Le Masque d'horreur), все — 1912; "Возвращаются ли мертвые?" (Les Morts reviennent-ils?), "Безумие доктора Тюба" (La Folie du D'Tube), оба — 1915; "Загадка десяти часов" (L'Enigme de dix heures), "Цветок развалин" (La Fleurdes mines), "Прикрасы" (Fioritures), "Сума­сшедший со скалы" (Le Fou de la falaise), "О чем рассказывают волны" (Се que les flots racontent), "Барбаросса" (Barberous-se), "Героизм Падди" (L'Heroismede Pad­dy), "О чем рассказывают волны" (Се que les flots racontent), "Перископ" (Le Peris­cope), "Смертоносные газы" (Les Gaz mortels), все — 1916; "Право на жизнь" (Le Droit a la vie), "Матерь скорбящая" (Mater Dolorosa), "Зонасмерти" (La Zone dela Mort), все — 1917; "Десятая симфо­ния" (La Dixieme Symphonie), "Я обви­няю!" (J'accuse), оба — 1918; "На по­мощь!" (Ausecours!), "Колесо" (La Roue), оба — 1923; "Конец мира" (La fin du mon-de), 1930; "Хозяин кузницы" (Le Maitre de forges), 1933; "Роман о бедном молодом человеке" (Le Roman d'un jeune homme pauvre), "Наполеон" (Napoleon), оба - 1934; "Лукреция Борджиа" (Lucrece Bor­gia), 1935; "Жером Перро, герои барри­кад" (Jerome Perreau, herosdesbarricades), "Великая любовь Бетховена" (Un grand amour de Beethoven), оба — 1936; "Матерь скорбящая" (Mater Dolorosa), 1937; "По­хититель женщин" (Le voleurdefemmes), "Луиза" (Louise), "Я обвиняю!" (J'accu-se), все — 1938; "Потерянный рай" (Ра-radis perdu), 1939; "Слепая Венера" (La Venus aveugle), 1941; "Капитан Фракасс" (Le Capitaine Fracasse), 1943; "Дама с камелиями" (LaDameauxcamelias), 1954; "Нельская башня" (La tour de Nesle), "Аустерлиц" (Austerlitz, совм. с Р. Риш-бе), оба — 1960; "Сирано и Д'Артаньян" (Cyrano etd'Artagnan), 1964; "Мария Тю­дор" (Maria Tudor), 1966.

 

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz