Начинал как поэт, драматург, театральный и киноактер, в частности снялся в 1909 г. в фильме "Мольер" (Moliere, реж. Л. Перре). В 1910—1911 гг. писал сценарии для Л. Фейада и А. Капеллани. Дебютировал как режиссер и продюсер фильмом "Плотина" (1912). В том же году снял картину "Белый негр". Во время первой мировой войны служил в армии, снимал пацифистские фильмы — " Возвращаются ли мертвые?" (1915), "Героизм Падди" (1916), "Что рассказывают волны" (1916), "Перископ" (1916). Одновременно экспериментировал с монтажом, двойными экспозициями, субъективной камерой и деформирующей оптикой, в значительной степени предвосхищая импрессионистические поиски французского "авангарда" — "Безумие доктора Тюба" (1915), "Матерь скорбящая" (1917), "Десятая симфония" (1918) и, особенно антивоенная драма "Я обвиняю!" (1918).
Наиболее значительным фильмом первого периода творчества стал фильм "Колесо" (1923), "железнодорожная симфония" рельсовых путей, движущихся паровозных колес и рычагов, облаков пара и дыма, снятых в ошеломляющем по тем временам ритме, с неожиданными монтажными решениями и стыками, многократными экспозициями, перемежающимися неожиданными лирическими и мелодраматическими сценами. Однако подлинной вершиной творчества Ганса стал фильм "Наполеон" (1927), в окончательной версии длящийся более четырех часов, а в первоначальной более двенадцати. Это действительно портрет великого императора "по Гансу" — субъективная биография, описанная субъективной камерой (именно Ганс окончательно освободил кинокамеру от статики раннего немого кино, установив ее на сконструированной им специальной тележке, подвесив ее к седлу мчащейся лошади, намертво припечатав к корпусу оператора, который бежал с ней, оглядывался на бегу, переводил взгляд с одной точки на другую. Финальные сцены фильма были сняты в изобретенной Гансом технике "поливидения", состоявшей в одновременной троекратной проекции фильма на трех экранах: правый и левый показывали Великую Армию на марше, а средний — Наполеона. (В 1971 г. Клод Лелуш реконструировал поврежденную копию и приспособил ее к демонстрации под названием "Наполеон и революция", удостоенной Большой премии французского кино в 1974 г. Затем фильм был еще раз реконструирован Французской синематекой в 1984 г.).
После провала картины "Конец мира" (1930) Ганс теряет доверие продюсеров и вынужден снимать звуковые варианты своих лучших фильмов ("Матерь скорбящая", 1937, "Наполеон", 1934, "Я обвиняю!", 1938), а также чисто коммерческие ленты ("Дама с камелиями", 1934), а с 1944 по 1953 г. вообще не работает в кино. Лишь в 1954 г. Г. снял фильм "Нельская башня", а затем последний вариант своей "бо-напартианы", фильм "Аустерлиц" (1960, совм. с Р. Ришбе). В общей сложности за свою долгую творческую жизнь он снял более сорока полнометражных игровых фильмов, а также несколько экспериментальных короткометражек, в отличие от фильмов игровых особого влияния на развитие кинематографа не оказавших. Его технические нововведения не ограничивались разработкой полиэкрана, но распространились и на эксперименты в области звука. В частности, именно Ганс в 1929 г. первым сформулировал понятие "звуковой перспективы", предвосхитившее появление стереофонии, а также "пиктографии" (употребления статических изображений для создания иллюзии реального пространства, 1938) и "мажирамы" (Magirama, совм. с Н. Каплан, 1956).
Фильмография:
"Плотина" (La Digue), "Белый негр" (Le Negre blanc), "Ноги на потолке" (Ilyadespiedsauplafond), "Маска ужаса" (Le Masque d'horreur), все — 1912; "Возвращаются ли мертвые?" (Les Morts reviennent-ils?), "Безумие доктора Тюба" (La Folie du D'Tube), оба — 1915; "Загадка десяти часов" (L'Enigme de dix heures), "Цветок развалин" (La Fleurdes mines), "Прикрасы" (Fioritures), "Сумасшедший со скалы" (Le Fou de la falaise), "О чем рассказывают волны" (Се que les flots racontent), "Барбаросса" (Barberous-se), "Героизм Падди" (L'Heroismede Paddy), "О чем рассказывают волны" (Се que les flots racontent), "Перископ" (Le Periscope), "Смертоносные газы" (Les Gaz mortels), все — 1916; "Право на жизнь" (Le Droit a la vie), "Матерь скорбящая" (Mater Dolorosa), "Зонасмерти" (La Zone dela Mort), все — 1917; "Десятая симфония" (La Dixieme Symphonie), "Я обвиняю!" (J'accuse), оба — 1918; "На помощь!" (Ausecours!), "Колесо" (La Roue), оба — 1923; "Конец мира" (La fin du mon-de), 1930; "Хозяин кузницы" (Le Maitre de forges), 1933; "Роман о бедном молодом человеке" (Le Roman d'un jeune homme pauvre), "Наполеон" (Napoleon), оба - 1934; "Лукреция Борджиа" (Lucrece Borgia), 1935; "Жером Перро, герои баррикад" (Jerome Perreau, herosdesbarricades), "Великая любовь Бетховена" (Un grand amour de Beethoven), оба — 1936; "Матерь скорбящая" (Mater Dolorosa), 1937; "Похититель женщин" (Le voleurdefemmes), "Луиза" (Louise), "Я обвиняю!" (J'accu-se), все — 1938; "Потерянный рай" (Ра-radis perdu), 1939; "Слепая Венера" (La Venus aveugle), 1941; "Капитан Фракасс" (Le Capitaine Fracasse), 1943; "Дама с камелиями" (LaDameauxcamelias), 1954; "Нельская башня" (La tour de Nesle), "Аустерлиц" (Austerlitz, совм. с Р. Риш-бе), оба — 1960; "Сирано и Д'Артаньян" (Cyrano etd'Artagnan), 1964; "Мария Тюдор" (Maria Tudor), 1966.
|