Лидер кинематографического поколения, вышедшего на сцену на рубеже 70-80-х гг.
После средней школы, поучившись по году в двух учебных заведениях (в Агрономическом университете и Пищевом институте), оставил эти профессии и пришел на телевидение, где в 1968-1971 гг. работал ассистентом режиссера. В 1975 г. окончил Будапештский институт театра и кино. С тех пор работает режиссером на телевидении, снимая документальные ленты, ставя развлекательные программы, телеспектакли и фильмы для детей. В 1981 г. поставил телефильм "Обмен" по повести Ю. Трифонова. Его телевизионные работы награждались призами на национальных смотрах. Одновременно ставил спектакли в драматических театрах страны. В 1979-1992 гг. был главным режиссером в Театре Гергея Чики в городе Капошвар, одном из самых признанных в Венгрии театральных коллективов.
Готар дебютировал в кино полнометражным игровым фильмом "Этот день — подарок" (1979). Погруженная в неустроенный быт, балансирующая между реализмом и театральной стилизацией, гротескная и одновременно пронзительно-грустная история — о злоключениях современной молодой женщины, воспитательницы детского сада — говорила о цене, которую платил в бюрократическом социализме человек за стремление к счастью. Международный успех этой картины ("Золотой лев св. Марка" в категории дебютов на МКФ Венеции, 1980) сразу перевел Готара в шеренгу лидеров венгерской режиссуры. В 1981 г. он поставил свою лучшую картину "Время останавливается" — исповедь поколения, чье детство пришлось на трагический для Венгрии 1956 г., а отрочество и взросление — на начало 60-х, "эпоху консолидации", как именуют этот период новейшей венгерской истории. Основное действие этого "музыкально-исторического" (так его определили авторы) фильма, озвученного шлягерами Элвиса Пресли, Пола Анки и других молодежных кумиров той поры, происходит в 1963 г. в одной из будапештских гимназий, пролог помечен ноябрем 1956 г., а эпилог — кануном 1968 г., судьбоносного для Восточной Европы. Разрушившая миф об "идиллических 60-х", поре мечтаний и надежд, и породившая в Венгрии волну горячих дискуссий, эта картина была удостоена многих национальных и международных^наград (специальный приз министра Франции по делам молодежи на МКФ в Каннах-1982; "Серебряный Хьюго" на МКФ в Чикаго, 1982; "лучший иностранный фильм, показанный в 1982 г."; пр. "Золотой век" на МКФ в Брюсселе, 1983; Нью-Йорк, 1983; пр. жюри на МКФ в Токио, 1985; и др.)
В последовавшем за ней (и симптоматично перекликающемся с ней названием) фильме "Время" (1985), также удостоенном в Венгрии многих призов, Г. раньше и отчетливее других венгерских режиссеров заявил о новых стилевых ориентациях, новых способах кинематографического мышления, которые называют "постмодернистскими". Намеренно эклектичный, перемешавший, как в коллаже, стили и жанры, усеянный прямыми и скрытыми киноцитатами и прочими отсылками, фильм был отмечен на национальном киносмотре призом "за выражение посредством нового киноязыка жизнеощущения своего поколения", поскольку обращался к проблеме обесцененности молодой интеллигенции, девальвации духовной деятельности, говорил о генерации "не состоявшихся", которые в свои 35—40 лет чувствовали, что их энергия, их духовные запасы, их способности растрачиваются впустую. Самочувствие своего поколения Готар также выразил в неуютном и горьком, беспощадно развенчивающем наивную иллюзию фильме " Истинная Америка" (1987) и в картине "Мелодрама" (1990), разочаровавшей поклонников его оригинального таланта, тем не менее подтвердившей его профессионализм и постоянство в выборе сюжетов (события помечены 1968 г., молодой герой, служивший в танковой бригаде, которая участвовала в подавлении "пражской весны", возвращается "на гражданку").
Вкус к эксперименту и постоянное стремление Готара обновлять жанр и стилистику проявились в вышедших один за другим фильмах середины 90-х гг. — угрюмо-аскетичной и притчевой по сюжету картине "Отдел" (1995; пр. экуменического жюри и пр. "Дон Кихот" на МКФ в Карловых Варах, 1995) и в программно-эклектичной, имитирующей сказовую интонацию прозы М. Зощенко и Пильняка "лагерной байке" "Васька, оставленный висеть" (1995; пр. за лучшую режиссуру на МКФ в Карловых Варах, 1996; пр. гильдий режиссеров и актеров России, 1996, Москва), события которой разыгрываются в Петрограде в 20-е гг.
Наряду с игровыми лентами снимает для телевидения документальные по материалу фильмы-эссе ("Одноминутные новеллы", 1995, "Конец начала", 1995 и др.).
Продолжает работать в театре. Преподает в Будапештском институте театра и кино. Удостоен многих венгерских званий и наград.
Фильмография:
"Письма Лорда Байрона" (Lord Byron levelei, к/м, тв), 1975; "День свадьбы" (A ndsznep, к/м, тв), 1976; "Тихамер Вуйичич" (Vujicsics Tihamer, док., тв), "Верхняя Австрия" (Felso-ausztria, к/м, тв), "Дети из Пешта" (Pesti gyrekek, к/м, тв), все — 1977; "Перед приговором — Инцидент" (Itelet elott — Baleset, тв), 1978; "Этот день — подарок" (Ajan-dek ez а пар), "Имре" (Imre, тв), оба — 1979; "Войцек" (Woyzeck, тв), "Время останавливается" (Megall az ido), "Обмен" (Csere), все — 1981; "Ревизор" (Revizor, тв), 1979-1984; "Время" (Ido van), 1985; "Хермелин" (Hermelin, тв), 1986; "Истинная Америка" (Tiszta Amerika), 1987; "Прощание" (Bucsti, тв), 1989; "Мелодрама" (Melodrama), 1990; "Опера на четыре голоса" (Negyhangu uper, тв), "Мар-ци Какукк" (Kakukk Marci, тв), оба — 1992; "Альфа" (Alfa, тв), 1993; "Отдел" (A reszleg), "Одноминутные новеллы" (Egyperces novellak), "Конец начала" (А kezdet vege), "Васька, оставленный висеть" (Haggyallogva Vaszka), все — 1995; "Янчи и Юлишка" (Jancsi es Juliska, тв), 1997 "Повешенные" (Akasztottak, к/м), 1999.
|