Закончил Экспериментальный киноцентр в Риме, сотрудничал с группой антифашистски настроенной прогрессивной интеллигенции, которая группировалась вокруг журнала "Чинема".
Начинал свой путь в кино как кинокритик, автор теоретических работ, заложивших фундамент будущего прогрессивного итальянского кино, которое сразу же после войны потрясло мир своими фильмами. В 1946 г. участвовал в написании сценария к фильму"Солнце еще всходит" режиссера А. Вергано, где также исполнил одну из эпизодических ролей. Работа ассистентом режиссера на картине Роберто Росселлини "Рим —открытый город" оказала на дальнейшую судьбу Л. огромное влияние. Собственно, именно благодаря этой работе он сделал окончательный выбор и стал режиссером. В том же 1947 г. Л. снимает свой первый документальный фильм "На Юге кое-что переменилось", за которым следуют "Праздник газеты "Унита", "Эмилия, 145 км", "Мо-дена — город Красной Эмилии" и среднеметражная документальная лента "Тольятти вернулся" (совм. с Б. Франкина). В эти же годы Л. активно сотрудничает над сценариями классических неореалистичеких лент "Горький рис" и "Трагическая охота" (оба пост. Д. Де Сантисом). В 1951 г. Л. дебютирует в полнометражном художественном кино лентой "Опасно! Бандиты!" (пр. МКФ в Карловых Варах, 1951) о партизанском движении в Италии в годы войны и Сопротивления. В 1953 г. экранизировал роман В. Пратоли-ни "Повесть о бедных влюбленных" (пр. МКФ в Каннах, 1954).
Творческий почерк Лидзани отличает приверженность к реализму, документальной достоверности сюжетов, персонажей и изобразительного ряда. Его строгая, выверенная режиссура отличается высоким профессионализмом, но универсальная реалистическая доминанта лишает его фильмы элемента неожиданности, удивления, новизны. Лидзани всегда Лидзани, даже когда снимает комедии ("Развинченный") или гангстерские, "полицейские" ленты ("Бандиты в Милане", "Барбад-жа"), или когда экранизирует национальную классику ("Любовница Граминьи" по Д. Верге). Лучше всего ему удавались антифашистские ленты в 60-70-е гг. — "Горбун", "Золото Рима", "Веронский процесс", "Муссолини, последний акт", "Сан-Бабила, 20 часов: бессмысленное убийство", в которых антифашизм, идейный ригоризм (Л. с молодых лет член ИКП) и эстетика реализма вписываются в жесткий сюжет, подсказанный жизнью — самой масштабной трагедией XX века, каковой была вторая мировая война. Вообще Л. чаще выигрывает там, где речь идет о серьезных социальных проблемах, таких, как молодежная преступность ("Сан-Бабила, 20 часов: бессмысленное убийство"), отсталость крестьянства ("Фонтамара"), терроризм и бандитизм ("Черный Турин", "Кляйнхофф-отель"), проституция ("Истории из жизни и на задворках жизни. Рэкет в детской проституции"). Когда же Л. отказывается от стилистики документального свидетельства и пытается создать поэтическую фреску "Целлулоид", в которой рассказывается окутанная ностальгическим флером давняя и уже мифологическая история создания фильма " Рим — открытый город", он терпит поражение. Перу Карло Лидзани принадлежит фундаментальный труд "История итальянского кино", выдержавший, начиная с 1954 г. несколько переизданий.
Фильмография:
"Опасно! Бандиты!" (Ach-tung! Banditi!), 1951; "Любовь в городе", новелла "Любовь за деньги" (L'amore in citta, l'episodio L'amore che si paga), 1952; "На задворках большого города" (Ai mar-gini della metropoli), "Хроника бедных влюбленных" (Cronache di poveri amanti), оба — 1953; "Человеческие торпеды" (Si-luri umani, завершал работу, в титрах не значится), 1954; "Развинченный" (Losvi-tato), 1955; "Великая китайская стена" (La muragliacinese), 1957; "Эстерина" (Esteri-na), 1959; "Горбун" (llgobbo), 1960; "Конный карабинер" (II carabiniere a cavallo), "Золото Рима" (L'oro di Roma), оба — 1961; "Веронский процесс" (II processo di Verona), 1962; "Горькая жизнь" (La vita agra), "Опасная любовь", новелла "Патруль" (Amori pericolosi, l'episodio La ron-da), оба — 1964; "Селестина П... P..." (La Celestina P...R...), "Триллинг", новелла "Автострада под солнцем" (Trilling, l'episodio L'autostrada del sole), "Тайная война", итальянская новелла (La guerra segreta, l'episodio italiano), все — 1965; "Проснись и убей" (Svegliati e uccidi), "Поток долларов" (Un fiume di dollari), оба — 1966; "Да почиет!" (Requiescant), "Любовь и гнев", новелла "Равнодушие" (Amore e rabbia, l'episodio L'indifferenza), оба — 1967; "Бандиты в Милане" (Banditi a Milano), "Любовница Граминьи" (L'amante di Gramigna), оба — 1968; "Барбаджа, неблагополучное общество" (Barbagia, la societa del malessere), 1969; "Примерный Рим" (Roma bene), 1971; "Лики меняющейся Азии" (Facce dell'Asia che cambia, док., в соавторстве), "Черный Турин" (Torino пего), оба — 1972; "Сумасшедший Джо" (Crazy Joe), 1973; "Муссолини, последний акт" (Mussolini, ultimo atto), 1974; "Истории из жизни и на задворках жизни. Рэкет в детской проституции" (Storie di vita e malavita. Racket dellaprostituzioneminorile), 1975; "Сан-Бабила, 20 часов: бессмысленное убийство" (San Babila, ore 20: un delitto inutile), "Африка черная, Африка красная" (Africa пега, Africa rossa, док.), оба — 1976; "Кляйнхофф-отель" (Kleinhoff Hotel), 1977; "Жил-был король" (Cera una volta ипге,док.), 1978; "Фонтамара" (Fontama-га, тв), 1980; "Зима боли" (Inverno di malato, тв), 1982; "Дом с желтым ковром" (La casa del tappeto giallo), 1983; "Прощание с Энрико Берлингуэром" (L'addio da Enrico Berlinguer, док., в соавторстве), "Отряд ноль" (Nucleo zero, тв), оба — 1984; "Остров" (Un'isola, тв), "Мама Эбе" (Mamma Ebe), "Страхование на случай смерти" (As-sicurazione sulla morte, тв), все— 1985; "Жена" (Unamoglie, тв), 1987; "Дорогой Горбачев" (CaroGorbaciov), 1988; "Западня" (Latrappola, тв), 1990; "Злая" (Catti-va), 1991; "Целлулоид" (Celluloide), 1994.
|