Там же вырос и получил университетское образование. Его отец работал в навигационной компании, но был известен как карикатурист — он даже был отдан под суд за карикатуры на короля и Муссолини. Сам Рози, в 1943 г. призванный на военную службу, открыто выступил против нацистов и вместе с сокурсниками был арестован. Однако молодым людям удалось бежать, Рози скрывался в Тоскане, где установил связи с движением Сопротивления. Отец научил сына не только неповиновению диктатуре, но и привил ему любовь к киноискусству, потому что сам был страстным кинолюбителем, снимавшим на домашнюю камеру "Пате-Беби" короткие фильмы. С 1944 г. Рози начал работать на радио в качестве режиссера и сценариста, но подрабатывал и карикатуристом, и оформителем журналов. Вскоре Лукино Висконти, которого Р. знал по "Римскому обществу кино", пригласил его ассистентом режиссера на картину "Земля дрожит". Десять лет с 1948 по 1958 г. ста-нут киноуниверситетами Рози: он работает ассистентом на "Побежденных" Антониони, на "Чувстве" Висконти, на фильмах Моничелли и Эммера, наконец, получает право завершить фильм Г. Алессандри-ни "Красные рубашки" с Анной Маньяни в главной роли. И эти университеты прошли не даром: в 1958 г. Р. получает Специальный приз жюри МКФ в Венеции за свой дебют — фильм "Вызов".
С этой картины начинается не только славный путь режиссера, но и главная тема его творчества, связанная с неаполитанской мафией. История неаполитанца Вито Пол-лара, бедняка, связавшегося с бандой спекулянтов овощами, которой покровительствует неаполитанская каморра, рассказана Р. как драма одной человеческой жизни, как документальный факт и как социально-психологический феномен. Эти направления создания произведения всегда будут приоритетными для Р. Социальная составляющая вышла на первый план в фильме "Сальва-торе Джулиано" (1961, пр. МКФ в Зап. Берлине). Время и место действия — послевоенная Италия, Сицилия, герои — крестьяне, поднявшиеся на борьбу с аграриями и мафией. 23-летний крестьянин Сальваторе Джулиано, бандит и убийца, по наущению мафии и полиции втирается в доверие отсталой части крестьян, подбивая их на борьбу с коммунистами. 1 мая 1947 г. он инициирует расстрел первомайской демонстрации. И тем не менее в глазах многих сицилийцев он остается героем. Почему? На этот вопрос отвечает Р. в свойственной ему аналитической манере. Художественный фильм исследует некий феномен во всех возможных аспектах.
Следующий фильм "Руки над городом" (1963, Главный пр. МКФ в Венеции) вскрыл историю политической борьбы вокруг преступной деятельности мощного строительного синдиката в Неаполе. Главную роль американца, миллионера, строительного подрядчика сыграл Род Стайгер. Ясная гражданственная позиция Р. превращает его в одного из лидеров набирающего силу политического направления в итальянском кино, представителя "нового реализма". Даже в картине об испанском тореадоре "Моментистины" (1965) Р., по сути дела, рассказывает историю простого крестьянского парня, который, чтобы выбиться из нищеты, выбирает опасную профессию тореадора. Развязка фильма трагична, и это тоже становится частью эстетики Р., который, по его собственным словам, не строит иллюзий . "Жила-была..." (1967) — единственная картина, в которой Р. ушел от реальности, чтобы снять киносказку с летающими ведьмами, добрыми волшебницами, чудесными клецками, принцем и бедной крестьянской девушкой (С. Лорен), которые полюбят друг друга, и свадебным пиром в финале.
Первая половина 70-х в творчестве Р. тесно связана с политическим кинематографом, все его фильмы выражают гражданственную и непримиримую позицию художника по отношению к реакционным политическим силам, которые оккупировали ключевые направления государственной жизни. За какую бы тему ни брался Рози: первая мировая война в ленте "Люди против" (1970), коррупция в итальянской промышленности в картине "Дело Маттеи" (1972, Главный пр. МКФ в Каннах), судьба знаменитого итальянского капомафия Лаки Лучано, обосновавшегося в Америке и немало способствовавшего сращиванию итальянской мафии и американского гангстеризма "Счастливчик Лучано" (1973), наконец, "Сиятельные трупы" (1976), где коррупция, уголовщина в верхних эшелонах власти становятся предметом глубокого социального анализа, Рози-художник, как и Рози-аналитик, скрупулезен в подборе фактов, педантичен в следовании эстетике документа, дотошен в точности психологического рисунка каждой роли, главной или второстепенной. Он никогда не поступается реализмом как методом постижения истинной подоплеки сюжетов и проблем, которые он избирает для своих фильмов.
Спад политической борьбы, кризис в итальянском кино во второй половине 70-х гг. отразились и на творчестве Р. Отныне он работает реже, но тематика его картин становится шире, а эстетика реализма утрачивает жесткую буквальность, идеологическая доминанта сдает свои позиции, фильмы становятся более поэтическими, обретая универсалистский гуманизм. "Христос остановился в Эболи" (1979, Главный пр. МКФ в Москве), живописное полотно о судьбе писателя-антифашиста Карло Леви, снятое по одноименной книге; "Три брата" (1981) по мотивам повести Андрея Платонова "Третий сын", эпическое полотно о крестьянской жизни; наконец, "Кармен", опера, в которой тема любви и предательства звучит в новом для Р. музыкальном жанре.
Фильмография:
"Вызов" (Lasfida), 1958; "Вязальщицы" (I magliari), 1959; "Саль-ваторе Джулиано" (Salvatore Giuliano), 1961; "Руки над городом" (Le mani sulla citta), 1963; "Моментистины" (Ilmomen-to della verita), 1965; "Жила-была..." (C'erauna volta...), 1967; "Люди против" (Uomini contro), 1970; "Дело Маттеи" (II casoMattei), 1972; "СчастливчикЛучано" (Lucky Luciano), 1973; "Сиятельные трупы" (Icadaverieccellenti), 1976; "Христос остановился в Эболи" (Cristo si e'fermato a Eboli), 1979; "Три брата" (Tre fratelli), 1981; "Кармен" (Carmen), 1983. Библиография: Викторова Е. Франческо Рози. М., Искусство, 1977; Ciment Michel. Dossier Rosi. Stock, Paris, 1976; Faldini F, Fofi G. Avventurosa storia del cinema italia-no. Feltrinelli, Milano, 1979; Brunetta G.P. Storia del cinema italiano in 2 v. — Editori Riuniti, Roma, 1982.
|