Ян Кадар
Kadar Jan

Чехословацкий режиссер и сценарист.
Родился 1 апреля 1918 г. в Будапеште,
умер 1 июня 1979 г. в Лос-Анджелесе.

 

 

РЕЖИССЕРЫ
   

Снимал фильмы также в Канаде и США.
Взрослую жизнь начинал с изучения юриспруденции, но в 1938 г., изменив планы, бросил университет и поступил в Братиславе в актерскую киношколу профессора Карела Плицки, автора поэтических и этнографических фильмов. После войны, которую пришлось провести в нацистском трудовом лагере, К. ра­ботает на братиславской студии короткометражных фильмов ассистен­том директора и режиссером, ставит документальный фильм о восстанов­лении разрушенной войной Слова­кии "Жизнь растет из развалин", после чего на 3 года уезжает в Прагу на киностудию "Баррандов". Осваи­вая игровой кинематограф, работа­ет ассистентом режиссера ("Мерт­вый среди живых"), пишет сценарий комедии "Где сдается квартира?" (реж. Б. Земан), знакомится со сво­им будущим многолетним соавтором Эльмаром Клосом. Но прежде чем объединиться в творческий тан­дем, К. возвращается в Словакию и в 1950 г. дебютирует как режиссер имевшей успех у публики и критики полнометражной озорной комедией "Катка" о молодой деревенской де­вушке, приехавшей по набору в город на завод, с узнаваемыми моти­вами и визуальными цитатами из "Веселых ребят" Г. Александрова.
Длительное и успешное сотруд­ничество с Эльмаром Клосом начи­нается в 1952 г. политической прик­люченческой драмой об угоне чехо­словацкого самолета "Угон" ("Похищение") и продолжается вплоть до эмиграции последнего в 1969 г.
Вместе они снимают камерную драму из жизни пражской окраины "Там, на конечной остановке" по од­ноименной книге Л. Ашкенази, отда­вая дань итальянскому неореализму, и музыкальную комедию с элемен­тами сатиры "Музыка с "Марса" о судьбе самодеятельной капеллы ме­бельной фабрики "Марс", где впер­вые, пока еще в комедийном плане, касаются темы реального морально­го облика коммуниста. Более остро эта тема прозвучала в сатирических "Трехжеланиях", преодолевающих стандартную безличность чехосло­вацкого кино 50-х постановкой ост­рых проблем современности, раз­венчивающих общественные мифы. Комедия так и не вышла на экраны. На Баньска-Быстрицкой конферен­ции (1957), решения которой на не­сколько лет затормозили развитие и переставили акценты в дальнейшей жизни чехословацкого кино, коме­дии К. и Клоса обвинили в ревизи­онизме, после чего последовал ряд карательных санкций, непосредст­венно отразившихся на творческой судьбе режиссеров: сатирические фильмы были положены "на полку", любое упоминание о них вычер­кивалось цензурой. "Три желания" были изъяты из списка баррандов-ской продукции как несуществую­щие, готовый сценарий К. и Клоса "Репетиция продолжается" был от­дан для реализации другому режис­серу, а творческий тандем лишили права работать в большом кино.
В период вынужденного простоя К. и Клос снимают полиэкранный фильм "Молодость", а затем на не­сколько лет становятся сотрудника­ми экспериментальной студии "Ла-терна Магика", со временем ставшей привычным местом ссылки прови­нившихся перед властью кинема­тографистов. Лишь в 1963 г., когда первые фильмы чехословацкой "но­вой волны" явочным порядком из­менили ситуацию в области культу­ры и искусства, они возвращаются в кинематограф экспрессивной пси­хологической драмой времен войны "Имя смерти Энгельхен" / "Смерть зовется Энгельхен" (1963, Государст­венная премия за 1963 г.; "Золотая медаль" на МКФ в Москве; пр. луч­шему фильму на МКФ в Лос-Аламосе; по одноименной повести сло­вацкого писателя Ладислава Мняч-ко, автора широко известной книги "Вкус власти"), среди прочих подни­мая болезненный вопрос о мораль­ной цене победы, оплаченной жиз­нями других. Главный герой фильма, тяжело раненный партизан Павел (Ян Качер), сразу после войны ока­зывается в госпитале. Он с трудом поддается лечению. Дело не столько в его физических ранах, сколько в моральных и психологических трав­мах. Он постоянно возвращается к своему прошлому, которое не желает его отпускать. В лихорадочной смене обрывков галлюцинаций, снов и го­рячечного бреда Павла проступает кровавая реальность войны, где нет правых и виноватых и где каждый неизбежно проходит испытание на человечность. Так разрабатываемая в ранних фильмах К. и Клоса тема морального облика коммуниста при­обретает философскую глубину и масштабность, подготавливая почву для рождения доктрины социализ­ма "с человеческим лицом".
Намеченную в фильме проблему компромисса авторы продолжают исследовать и в политической дра­ме "Обвиняемый" (1964, Главный пр. МКФ в Карловых Варах; по од­ноименной повести Л. Гашковой). История директора-выдвиженца, которого судят за превышение слу­жебных полномочий, предпринятое им по приказу вышестоящих ин­станций, превращается в острый диспут, где сталкиваются разные по­зиции и взгляды на мораль и нрав­ственность современного общества.
В своем самом знаменитом филь­ме, психологической трагикомедии о фашизме, увиденном изнутри, "Магазин на площади" (1965, "Ос­кар", 1966) по одноименной повес­ти Л. Гроссмана с блестящими рабо­тами польской актрисы еврейского происхождения Иды Каминьской и словацкого актера Йозефа Кронера, отмеченными призами на Каннском кинофестивале, авторы вновь обра­щаются к военной истории, чтобы за внешними событиями, имевши­ми место в профашистском словац­ком государстве, увидеть глубинные процессы, происходящие в личнос­ти человека в моменты смертельных кризисов, когда над ним нависает реальная угроза самой его жизни. История Тоно Бртко, недалекого, но порядочного человека, ставшего — по недомыслию и глубоко спрятан­ному желанию стать кем-то боль­шим и значительным — арендатором мелочной лавки старухи-еврейки, плохо понимающей суть происходя­щих событий, обнажает механизмраспространения фашизма, кото­рый мог преодолеть границы госу­дарств, лишь пройдя через души лю­дей, начавших свой путь к гибели с нравственного компромисса.
В течение нескольких последующих лет К. и Клос готовят гранди­озный проект экранизации "Войны с саламандрами" Карела Чапека. Но в последний момент американские продюсеры, обещавшие финанси­ровать фильм, меняют свои планы, так что последней совместной кар­тиной творческого тандема, работы которого всегда отличались граж­данственностью позиции и акту­альностью содержания, становится вневременная трагическая история любовного соперничества двух ры­баков, живущих на берегу Дуная "Желание по имени Анада", проде­монстрировавшая еще одну грань таланта режиссеров — лирическую.
После оккупации Чехословакии советскими войсками в 1969 г. К. эмигрирует в Америку, где уже в 1970 г. снимает фантасмагоричес­кую трагикомедию "Ангел Левин" (по рассказу Бернарда Маламуда) об отчаянных и тщетных усилиях за­давленного несчастьями "малень­кого человека" обрести истинную веру. В картине, как и в рассказе, использованы мотивы гоголевской "Шинели" и "Идиота" Достоевского.
В 1972 г., еще на волне интереса к Чехословакии и ко всему, что там происходит, К. приступает к съем­кам камерной лирической трагико­медии "Что мне папа налгал" в Ка­наде, но завершает ее лишь в 1975 г. в Америке благодаря кинокомпа­нии "Коламбия", купившей права на мировой показ ленты и оплатив­шей необходимые, по мнению авто­ра, изменения в музыкальном офор­млении. Полный тонких нюансов и психологических деталей фильм рассказывал о небольшой еврейс­кой колонии в захолустном канадс­ком городишке 20-х гг., о дедушке, его пятилетнем внуке и старой ло­шади и о том, как важно иметь ря­дом человека, способного сделать твое детство прекрасным. "Ничего сенсационного, — писал о своей кар­тине Ян Кадар бывшему партне­ру, — но мне удалось сделать волну­ющий фильм, на котором роняют слезы даже циничные торгаши от кино, не говоря уже о секретаршах и киномеханиках".
Как и многие известные режис­серы-иностранцы, Кадар не сумел сделать в Америке убедительной ки­нематографической карьеры. Он много работал для американского и канадского телевидения, среди про­чего поставил моноспектакль по книге мемуаров Надежды Мандель­штам в исполнении все той же Иды Каминьской, читал курсы лекций по кино в Колумбийском универси­тете, но оставался в первую очередь автором своих знаменитьгх чехосло­вацких фильмов.

Фильмография:
"Катка" (Katka), 1950; "Похищение" (LJnos), 1952; "Музыка с "Марса" (HudbazMarsu), 1954; "Там, на конечной остановке" (Тат па копеспё), 1957; "Три желания" (Tfi pram), 1958; "Имя смерти Энгельхен" (Smrt si fika Engelchen), 1963; "Обвиняемый" (Ob-zalovany), 1964; "Магазин на площади" (Obchod na korze), 1965; "Желание по имени Анада" (Touhazvana Anada), 1969; "Ангел Левин" (The Angel Levine, США), 1970; "Что мне папа налгал" (Lies My Father Told Me, Канада), 1975.

 

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz