Хуан Антонио Бардем
Juan Antonio Bardem

Испанский кинорежиссер.
Родился 2 июня 1922 г. в Мадриде.

 

 

РЕЖИССЕРЫ
   

Хуан Антонио Бардем принадлежит к известной актерской династии; сын актеров Рафаэля Бардема и Матильды Муньос Санпедро. В 1948 г. закончил Школу инженеров-агрономов, но, еще продолжая учиться, в 1947 г. попал в первый набор только открывшегося Киноинститута, где познакомился с Л.Г. Берлангой, с которым снял общую первую работу "Эта счастливая парочка" (1951) и написал сценарий фильма "Добро пожаловать мистер, Маршал!", поставленного Берлангой. Стартовав в качестве комедиографа (а именно к этому жанру относятся оба этих произведения), Б. скорее отдавал дань творческим устремлениям своего соавтора, нежели собственным: чувство юмора так и не стало отличительной чертой его творческого почерка. Бардема принято считать скорее режиссером, тяготеющим к подчеркнуто социальной и политической ангажированности; бедные и больные в его фильмах неизбежно оказываются по своим человеческим качествам лучше богатых и здоровых. Но если подобная оценка в условиях франкистского государства с его четко регламентированной жизненной структурой и повышенным цензурированием была уместна и породила знаменитый триптих — "Главная улица" (1956, пр. МКФ в Венеции), "Смерть велосипедиста" (1955, пр. МКФ в Каннах) и "Месть" (1957, пр. МКФ в Каннах), принадлежащий к шедеврам испанского киноискусства, то в условиях демократического государства, каковым и стала Испания после смерти Франко в 1975 г., она оказалась не столь органична.
В фильмах Б., снятых им во франкистской Испании, атмосфера была наполнена ощущением густой провинциальной несвободы, в них, в самом деле, "никогда ничего не происходило" — так и называлась одна из его лент. А те мелкие, частные фактики жизни, что попадали в объектив камеры Б., как, например, адюльтер богатой женщины, по чьей вине погибает не только велосипедист, но и ее возлюбленный ("Смерть велосипедиста"), или шуточное предложение руки и сердца, сделанное старой деве ("Главная улица"), — лишь драматургические ходы, необходимые для более четкого высвечивания несовершенства мироустройства. Формально ленты Б. находились в несомненной зависимости от картин художников-неореалистов из соседней Италии, содержание же их носило, несомненно, более острый социальный характер, вызванный как сложной политической ситуацией в Испании, так и коммунистическими пристрастиями самого режиссера. Член компартии Испании, один из ее руководителей, Б. в Испании, свободной от диктатуры и цензуры, увлеченно рассказывает о тех, кто разделяет его взгляды. Отсюда интерес к Георгию Димитрову ("Процесс", 1982; Болгария), судьбе Лорки ("Лорка; смерть поэта", 1987), биографии Пикассо ("Юный Пикассо", 1993). Тогда же, когда на смену цензуре политической пришла цензура экономическая, излишне ангажированные в политическом и социальном плане проекты режиссера далеко не всегда находят спрос на его родине. Если прежде, стараясь закамуфлировать острое содержание своих лент, Б. прибегал к излюбленным формотворческим приемам, то скрываясь за жанром детектива, то прячась в "складках" мелодрамы, то в свободной Испании он становится более откровенным и... менее востребованным режиссером. Иные его работы, как, скажем, ярко антитеррористическая пропагандистская лента "Семь дней в январе" (1978, гл. пр. МКФ в Москве), вызвала явное неприятие, хотя и по разным причинам, как ультраправых, так и левых элементов. Однако это ни в коей мере не помешало его детям и внукам последовать семейной традиции и избрать актерскую и режиссерскую карьеру.

Фильмография:
- "Эта счастливая парочка" (Esaparejafeliz), 1951;
- "Комики" (С6-micos), 1953;
- "Счастливого рождества" (Felices Pascuas), 1954;
- "Смерть велосипедиста" (Muertedeunciclicta), 1955;
- "Главная улица" (Calle Mayor), 1956;
- "Месть" (La venganza), 1957;
- "Сонаты" (Sonatas), 1959;
- "В 5 часов вечера" (A las cinco de la tarde), 1960;
- "Невиновные" (Los inocen-tes, Аргентина), 1962;
- "Никогда ничего не происходит" (Nunca pasa nada), 1963;
- "Механическое пианино" (Los pianos me-canicos), 1965;
- "Последний день войны" (El ultimo dfde la guerra), 1969;
- "Варьете" (Varietetes), 1970;
- "Таинственный остров" (Laislamisteriosa,TB), 1971;
- "Совращение Крис Миллер" (La corrupcion de Cris Miller), 1972;
- "Власть желания" (Elpoderdel deseo), 1975;
- "Мост" (El puente, гл. пр. МКФ в Москве), 1976;
- "Семь дней в январе" (Sietediasdeenero), 1978;
- "Процесс" (Laadvertencia), 1982;
- "Лорка: смерть поэта" (Lorca, muerte de un poeta, тв), 1987;
- "Юный Пикассо" (Joven Picasso), 1993;
- "Окончательный результат" (Resultado final), 1998

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz