Вим Вендерс
Wim Wenders

Немецкий кинорежиссер,
кинокритик, сценарист.
Родился 14 августа 1945 г. в Дюссельдорфе.

 

 

РЕЖИССЕРЫ
   

Следуя семейной традиции, поступил на медицинский факультет, параллельно изучал психологию и социологию. Однако когда в 1967 г. в Мюнхене открылась Высшая школа кино и телевидения, без раздумий стал ее студентом. По окончании школы снял дипломную ленту "Лето в городе" (1970).
В 1971 г. дебютировал в большом кино фильмом "Страх вратаря перед одиннадцатиметровым" по одноименной повести П. Хандке. В ней исследовалась агрессивная реакция человека на произошедшие в его жизни неблагоприятные изменения. Хотя фильм бесспорно удался, сама атмосфера пристального любопытства к личности агонизирующего убийцы не характерна для произведений В., как правило, пронизанных теплом и человеческим взаимопониманием. Еще дальше от кардинальной линии творчества режиссера оказалась "Алая буква" (1972) — экранизация знаменитого романа Натаниэла Готорна. Тогда-то В. и дал клятвенное обещание снимать только те фильмы, которые "возникают безо всякого принуждения, отражая его личные переживания на данный отрезок времени". Именно таким, "возникшим безо всякого принуждения" фильмом стала "Алиса в городах" (1973), с которой и началась настоящая биография Вима Вендерса в кино. В нью-йоркском аэропорту немецкий журналист Фил Винтер знакомится с молодой женщиной, которая просит приглядеть за ее девятилетней дочкой Алисой, направляющейся к бабушке в Германию. Хмурый, переживающий глубокую депрессию мужчина почти насильственно принуждается к общению с маленькой девочкой, отличающейся повышенным интересом к окружающему миру. И постепенно в этом общении Фил Винтер обретает целительную силу, которая помогает ему отрешиться от пессимистического взгляда на жизнь.
Мотив сближения двух людей, которые сталкиваются случайно, но становятся попросту необходимы друг другу, лежит и в основе фильмов "С течением времени" и "Ложное движение". Сделав героем "С течением времени" странствующего по Германии киномеханика, В. вложил в его уста собственные раздумья о судьбах кино в немецкой провинции.
Широкую международную известность принес В. фильм "Американский друг", экранизация романа Патриции Хайсмит "Игры Рипли". Герой фильма гамбургский краснодеревщик Джонатан медленно умирает от неизлечимой болезни крови. В своей мастерской он знакомится с американцем Томом Рипли. Видя отчаянное положение Джонатана, остро нуждающегося в деньгах, тот предлагает ему поправить дела од-ним-единственным выстрелом —т.е. убить человека. Так скромный ремесленник оказывается втянутым в интриги международной мафии. Отправив на тот свет несколько мафиози, герой, в конце концов, умирает от приступа своей болезни. Какой бы напряженной ни была детективная интрига картины, на первый план здесь выходят сложные психологические связи между героями и их не менее сложные взаимоотношения с городом и со средой.
Вышедший в международный прокат "Американский друг" заинтересовал Фрэнсиса Ф. Копполу, пробовавшего себя в роли продюсера и решившего поручить В. постановку картины о популярном в Америке писателе ДэшиелеХэммете. В фильме воспроизводится один — вымышленный — эпизод из жизни писателя, бывшего по совместительству и частным сыщиком. Расследуя убийство китайской девушки, тот вскрывает факты коррупции и преступлений в правящей верхушке Сан-Франциско. На воплощение этого сюжета было потрачено четыре года, в течение которых стало ясно, что представитель авторского кино Европы и воспитанник Голливуда придерживаются диаметрально противоположных воззрений на сущность кинематографа. В. неоднократно порывался прервать контракт, однако все же довел дело до конца, создав незаурядное произведение. О своих переживаниях, связанных с постановкой "Хэммета", он рассказал в фильме "Положение вещей" (1981), который принес ему главный приз венецианского кинофестиваля. Картина насыщена размышлениями о сущности кино как искусства, о цвете, о роли продюсера — обо всем том, что занимало В. во время работы над "Хэмметом". Однако картина не замыкается в узко кинематографической проблематике. Она звучит как обвинение американскому образу жизни, с каждым годом становящемуся все более брутальным. Сходные интонации звучат и в документальной ленте "Фильм о Нике — Молния над водой" (1980), посвященной творчеству голливудского бунтаря Николаса Рея.
Свой четвертый американский фильм "Париж, Техас" Вим Вен-дерс решил снимать как независимый режиссер, дабы больше не подвергаться унизительному контролю со стороны продюсеров. Получилась великолепная притча о ценностях подлинных и мнимых, о связи человека со своими корнями, которая помогает ему выстоять в борьбе с безжалостным временем. Потеряв жену и ребенка, герой фильма Тре-вес исступленно стремится туда, где началась его жизнь — в маленький городок Париж на краю безбрежной техасской пустыни. Это путешествие исцеляет его, помогает найти правильную ноту в сложных отношениях с непокорной женой. За этот фильм В. получил "Золотую пальмовую ветвь" МКФ в Каннах.
Пребывание в Америке в целом оказалось для В. чрезвычайно удачным. Оно дисциплинировало его мышление и сделало фигурой международного масштаба. Однако сам режиссер почел за лучшее вернуться на родину. Вскоре после его возвращения появился фильм с символическим названием "Небо над Берлином" (1987). Это — история двух ангелов, приходящих в близкое соприкосновение с миром людей. Один опекает престарелого историка, "Гомера нашего времени", другой — оберегает от падения с трапеции грустную гимнастку, мечтающую встретить верного возлюбленного. В фильме В. смешаны детские фантазии и философские раздумья о смысле существования, вымысел и правда, горечь и ирония, печаль и радость. Незабываем образ Берлина, показанного с высоты птичьего полета. Поразительны лица берлинцев, заставляющие вспомнить знаменитую портретную галерею немецкого фотографа Августа Занде-ра, трогательны их истории, слагающиеся в выразительную картину жизни накануне краха Берлинской стены и объединения двух Германий. Этот фильм был отмечен призом за режиссуру Каннского кинофестиваля.
Вторая половина 80-х гг. стала для Вима Вендерса временем триумфа, и сам он превратился в культовую фигуру мирового кино. Однако в 90-е гг. в творчестве режиссера обнаружился явный спад. Далеко не столь удачным оказалось продолжение фильма об ангелах (1993), рассказывающее о земной жизни "очеловечившегося ангела" Дами-ана. Откровенным провалом завершилась постановка ленты "Вплоть до конца света" (1991). Отом, что В. испытывает трудности с поиском новых тем и сюжетов, свидетельствовал фильм "Лисабонская история", тяготеющий к стилистике его ранних работ. Кроме того, В. помог итальянскому режиссеру Антонио-ни реализовать его замысел "За облаками". Как попытку вырваться из круга неудач следует рассматривать отъезд В. за океан.
Он приехал в Америку, чтобы реализовать замысел фильма "Отель в миллион долларов". Поскольку его самый дорогой фильм "Вплоть до конца света" закончился финансовым провалом, продюсеры опасались иметь с ним дело. Хотя в распоряжении В. имелись всего 5 миллионов долларов, смехотворная по нынешним временам сумма — его не оставляло желание снять современный по тематике и стилистике фильм. Так появилась идея картины о насилии в Лос-Анджелесе ("Конец насилию"). Его герой компьютерщик Рей Беринг лучше других знает, как страдают от него живущие в городе люди. Он спроектировал особую систему, которая должна помочь победить это зло. Рей — родной брат ангелов из "Неба над Берлином", грустный, измотанный работой и хроническим недосыпанием человек. Правда, в отличие от них он не бессмертен. Когда работа будет закончена, хозяева просто уничтожат его и воспользуются системой в своих целях. В сущности, "Конец насилию" представляет собой в целом удачную попытку европейского режиссера окультурить такой жестокий жанр современного кино, как триллер. Вопрос заключается в том, нуждается ли он в окультуривании? Более бесспорным оказался фильм "Буэна Виста Сошл клаб", в котором режиссер со свойственной ему теплотой рассказал о кубинском ансамбле музыкантов-ветеранов, возглавляемых Раем Кудером. Музыка всегда играла существенную роль в структуре фильмов В., и нет ничего удивительного в том, что для ее создателей у него нашлось много прекрасных слов и образов.
На протяжении двух десятилетий Вим Вендерс остается одной из значимых фигур современного кинопроцесса. Кино для него — не работа, не бизнес и даже не увлечение, а сама жизнь. Не расставаться с камерой, находить и запечатлевать на пленке мгновения жизни — такой была и остается творческая установка режиссера. Вот почему его фильмы, хотя в них используются схожие сюжетные схемы, не утрачивают ощущения новизны. В. не только снимает фильмы, но чрезвычайно успешно работает как критик, фотограф и эссеист.

Фильмография:
"Лето в городе" (Summer in the City), 1970; "Страх вратаря перед одиннадцатиметровым" (Die Angst des TormannsbeimElfmeter), 1971; "Алая буква" (Der scharlachroten Buchstabe), 1972; "Алиса в городах" (Alice in den Staedten), 1973; "Из семейства панцирных" (Ausder Familie der Panzerechsen, тв), "Ложное движение" (FalscheBewegung),o6a— 1974; " С течением времен и " (I m Lauf der Zeit), 1975; "Американский друг" (Der ameri-kanische Freund), 1977; "Фильм о Нике — Молния над водой" (Nick's Film — Lightning over water), 1980; "Положение вещей" (Der Stand der Dinge), 1981; "Хэм-мет" (Hammett), 1982; "Париж, Техас" (Paris.Texas), 1984; "Токио-га" (Tokyo-ga, док.), 1985; "Небо над Берлином" (Der Himmel ueber Berlin), 1987; "Заметки по поводу одежды и городов" (Aufzeichnung zii Kleidern und Staedten, док.), 1989; "Вплоть до конца света" (Bis ans Ende der Welt), 1991; "Так далеко, так близко" (In weiter Feme, so nah!), 1993; "Лисабонская история" (Lisbon Story), 1994; "Братья Складановские" (Die Brueder Sklada-nowsky), 1994; "За облаками" (Jenseitsder Wolken), 1995; "Конец насилию" (The End of Violence), 1997; "Буэна Виста Сошл Клаб" (Buena Vista Social Club), 1999. Сочинения: Wenders W. Tokyo-ga. Berlin, 1986; Wenders W. Emotion Pictures. Fr. am Main, 1986; Wenders W. Die Logik der Bilder. Fr. am Main, 1987; Wenders W. The Act of Seeing. Fr. am Main, 1992.

 

 

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz