Петер Готар
Gothar Peter

Венгерский режиссер.
Родился 28 августа 1947 г. в Пече.

 

РЕЖИССЕРЫ
   

Лидер кинематографического поколения, вышедшего на сцену на рубеже 70-80-х гг. После средней школы, поучившись по году в двух учебных заведениях (в Агрономическом университете и Пищевом институте), оставил эти профессии и пришел на телевидение, где в 1968-1971 гг. работал ассистентом режиссера. В 1975 г. окончил Будапештский институт театра и кино. С тех пор работает режиссером на телевидении, снимая документальные ленты, ставя развлека­тельные программы, телеспектакли и фильмы для детей. В 1981 г. поста­вил телефильм "Обмен" по повести Ю. Трифонова. Его телевизионные работы награждались призами на на­циональных смотрах. Одновремен­но ставил спектакли в драматичес­ких театрах страны. В 1979-1992 гг. был главным режиссером в Театре Гергея Чики в городе Капошвар, од­ном из самых признанных в Венг­рии театральных коллективов.
Готар дебютировал в кино пол­нометражным игровым фильмом "Этот день — подарок" (1979). Погруженная в неустроенный быт, балансирующая между реализмом и театральной стилизацией, гротеск­ная и одновременно пронзительно-грустная история — о злоключени­ях современной молодой женщины, воспитательницы детского сада — говорила о цене, которую платил в бюрократическом социализме чело­век за стремление к счастью. Меж­дународный успех этой картины ("Золотой лев св. Марка" в катего­рии дебютов на МКФ Венеции, 1980) сразу перевел Готара в шерен­гу лидеров венгерской режиссуры. В 1981 г. он поставил свою лучшую картину "Время останавливается" — исповедь поколения, чье детство пришлось на трагический для Вен­грии 1956 г., а отрочество и взрос­ление — на начало 60-х, "эпоху кон­солидации", как именуют этот пе­риод новейшей венгерской истории. Основное действие этого "музыкаль­но-исторического" (так его опре­делили авторы) фильма, озвученно­го шлягерами Элвиса Пресли, Пола Анки и других молодежных куми­ров той поры, происходит в 1963 г. в одной из будапештских гимназий, пролог помечен ноябрем 1956 г., а эпилог — кануном 1968 г., судьбо­носного для Восточной Европы. Раз­рушившая миф об "идиллических 60-х", поре мечтаний и надежд, и породившая в Венгрии волну горя­чих дискуссий, эта картина была удостоена многих национальных и международных^наград (специаль­ный приз министра Франции по делам молодежи на МКФ в Каннах-1982; "Серебряный Хьюго" на МКФ в Чикаго, 1982; "лучший иностран­ный фильм, показанный в 1982 г."; пр. "Золотой век" на МКФ в Брюс­селе, 1983; Нью-Йорк, 1983; пр. жю­ри на МКФ в Токио, 1985; и др.)
В последовавшем за ней (и симп­томатично перекликающемся с ней названием) фильме "Время" (1985), также удостоенном в Венгрии мно­гих призов, Г. раньше и отчетливее других венгерских режиссеров заявил о новых стилевых ориентациях, новых способах кинематографичес­кого мышления, которые называют "постмодернистскими". Намерен­но эклектичный, перемешавший, как в коллаже, стили и жанры, усе­янный прямыми и скрытыми кино­цитатами и прочими отсылками, фильм был отмечен на националь­ном киносмотре призом "за выра­жение посредством нового кино­языка жизнеощущения своего по­коления", поскольку обращался к проблеме обесцененности молодой интеллигенции, девальвации духов­ной деятельности, говорил о генера­ции "не состоявшихся", которые в свои 35—40 лет чувствовали, что их энергия, их духовные запасы, их спо­собности растрачиваются впустую. Самочувствие своего поколения Готар также выразил в неуютном и горьком, беспощадно развенчива­ющем наивную иллюзию фильме " Истинная Америка" (1987) и в кар­тине "Мелодрама" (1990), разоча­ровавшей поклонников его ориги­нального таланта, тем не менее под­твердившей его профессионализм и постоянство в выборе сюжетов (со­бытия помечены 1968 г., молодой герой, служивший в танковой бри­гаде, которая участвовала в подав­лении "пражской весны", возвра­щается "на гражданку").
Вкус к эксперименту и постоянное стремление Готара обновлять жанр и стилистику проявились в вышедших один за другим фильмах середины 90-х гг. — угрюмо-аскетич­ной и притчевой по сюжету картине "Отдел" (1995; пр. экуменического жюри и пр. "Дон Кихот" на МКФ в Карловых Варах, 1995) и в програм­мно-эклектичной, имитирующей сказовую интонацию прозы М. Зо­щенко и Пильняка "лагерной бай­ке" "Васька, оставленный висеть" (1995; пр. за лучшую режиссуру на МКФ в Карловых Варах, 1996; пр. гильдий режиссеров и актеров Рос­сии, 1996, Москва), события кото­рой разыгрываются в Петрограде в 20-е гг.
Наряду с игровыми лентами сни­мает для телевидения документаль­ные по материалу фильмы-эссе ("Одноминутные новеллы", 1995, "Конец начала", 1995 и др.).
Продолжает работать в театре. Преподает в Будапештском инсти­туте театра и кино. Удостоен мно­гих венгерских званий и наград.

Фильмография:
"Письма Лорда Байрона" (Lord Byron levelei, к/м, тв), 1975; "День свадьбы" (A ndsznep, к/м, тв), 1976; "Тихамер Вуйичич" (Vujicsics Tihamer, док., тв), "Верхняя Австрия" (Felso-ausztria, к/м, тв), "Дети из Пешта" (Pesti gyrekek, к/м, тв), все — 1977; "Перед пригово­ром — Инцидент" (Itelet elott — Baleset, тв), 1978; "Этот день — подарок" (Ajan-dek ez а пар), "Имре" (Imre, тв), оба — 1979; "Войцек" (Woyzeck, тв), "Время ос­танавливается" (Megall az ido), "Обмен" (Csere), все — 1981; "Ревизор" (Revizor, тв), 1979-1984; "Время" (Ido van), 1985; "Хермелин" (Hermelin, тв), 1986; "Ис­тинная Америка" (Tiszta Amerika), 1987; "Прощание" (Bucsti, тв), 1989; "Мело­драма" (Melodrama), 1990; "Опера на че­тыре голоса" (Negyhangu uper, тв), "Мар-ци Какукк" (Kakukk Marci, тв), оба — 1992; "Альфа" (Alfa, тв), 1993; "Отдел" (A reszleg), "Одноминутные новеллы" (Egyperces novellak), "Конец начала" (А kezdet vege), "Васька, оставленный ви­сеть" (Haggyallogva Vaszka), все — 1995; "Янчи и Юлишка" (Jancsi es Juliska, тв), 1997 "Повешенные" (Akasztottak, к/м), 1999.

 

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz