Андраш Ковач
Kovacs Andras

Венгерский режиссер.
Родился 20 июня 1925 г. в Трансильвании
(ныне — Коложвар, Румыния)

 

 

РЕЖИССЕРЫ
   

По окончании школы поступил на историко-филологический факультет будапештского университета, но вынужден был прервать учебу и, чтобы избежать мобилизации (еще шла война), вернулся в Коложвар, где посещал тамошний университет в качестве вольного слушателя. После войны продолжил учебу в будапештском университете, где слушал лекции Дьёрдя Лука-ча, одновременно занимался общественной деятельностью в одном из будапештских коллегиумов. Был активистом движения "светлых ветров". Когда Ковач станет кинорежиссером, энергия революционера, разбуженная бурной юностью, перейдет в его фильмы. В них будут нетерпеливо теснить друг друга художник, публицист, социолог, политик, историк.
В 1946 г. поступил в будапештскую Высшую школу театра и кино. Спустя четыре года, получив диплом режиссера, был направлен на работу в сценарно-редакционный отдел киностудии "Гуния", где вскоре стал главным редактором. Одновременно вел педагогическую деятельность.
Ковач дебютировал в режиссуре в 1960 г. фильмом "Ливень", мелодраматической историей, поставленной в традиционном повествовательно-психологическом стиле, герои которой — жители современного села. Затем он поставил еще два фильма ("Пештские крыши" 1961, "Осенняя божья звезда", 1962), профессионально зрелых, драматургически добротных, но не выделявшихся в репертуаре тех лет. В дальнейшем творчество этого режиссера характеризует иное — социально-проблемное, аналитическое — кино. Начало ему положил вызвавший в Венгрии широкий общественный резонанс документальный фильм-интервью "Трудные люди" (1964), сделанный в манере "синема-верите", героями которого стали инженеры-изобретатели, упорные и принципиальные люди, не идущие на сделки с совестью, предпочитающие называть вещи своими именами и готовые идти по этому пути до конца. Название фильма вошло в обиход венгерской публицистики как устойчивое понятие, характеризующее определенный тип людей. А сам этот фильм-репортаж, фильм-социологическое исследование не только венгерскому документальному кино задал определенную перспективу, но и для многих игровых фильмов послужил мерилом остроты и камертоном стиля. По крайней мере, сам Ковач свою игровую картину "Стены" (1968) с ее изобразительно аскетичным, ре-портажно-протокольным стилем, — картину, представляющую собой инсценированную дискуссию, которая начинается с производственного конфликта и поднимается до социально-политических обобщений, — создавал в 1967 г., несомненно, с оглядкой на "Трудных людей". К исследованию этого человеческого типа (или его антиподов) Ковач часто возвращался в своем творчестве — как в игровых фильмах, так и в документальных ("Эстафета", 1979; "Лабиринт", 1976 и др.). Погружая своих героев в разную среду и обстоятельства, Ковач размышлял о моральном компромиссе и его' границах, об эрозии личности, не; устоявшей на рискованной грани, об ответственности человека за свои поступки или за бездействие, об активном поведении, в том числе поведении художника. "Активный фильм" — понятие, введенное Ан-драшем Ковачем в середине 60-х гг.
Сильные стороны лучших фильмов Андраша Ковача: накал мысли, умная убедительность, визуальная сжатость и сила. Событием венгерского кино и общественной жизни явились его "Холодные дни" (1966; Гран-при МКФ в Карловых Варах и пр. ФИПРЕССИ, 1967), реконструировавшие трагические события 1942 г. и поднимавшие вопросы индивидуальной ответственности и национальной исторической вины. Произведением "бескомпромиссного национального самоанализа" назвала венгерская и мировая критика эту жесткую, без иллюзий, картину об исторических и психологических корнях венгерского фашизма.
Противоречивая венгерская история XX века часто становилась для Ковача источником вдохновения ("На венгерской равнине", 1972; "С завязанными глазами", 1974, спец. пр. МКФ в Сан-Себастьяне, 1975; "Октябрьское воскресенье", 1979; "Временный рай", 1981, Серебряный пр. МКФ в Москве, 1981; "Красная графиня", 1984, пр. актрисе Юли Башти на МКФ в Москве, 1985). Этапным в его режиссерской биографии явился увенчанный призами многих международных кинофестивалей "Хозяин конезавода" (1978, по роману Иштвана Галла; пр. ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно, 1979; пр. "Донателло" на МКФ в Риме, 1980; пр. зрителей на МКФ в Брюсселе, 1981), воссоздающий удушливую атмосферу тоталитарного режима 50-х гг. и напоминающий сильный, мрачный реализм "Холодных дней".
Социолог и аналитик по творческому складу, он в документальных и игровых фильмах 80-х гг. ("Любовники", 1983; "Где-то в Венгрии", 1987) продолжает анализ проблемных сторон современной венгерской действительности.
Наряду с кинопостановками работал также на телевидении, снимая социологические репортажи, фильмы-дискуссии ("Экстаз" с 7-ми до 10-ти", 1969, "Наследники", 1971), документальные фильмы-портреты ("Встреча с Дьёрдем Лукачем", 1972, 1983; "Признания о Дьёрде Лукаче", 1989, "Вместе с Михаем Каройи", 1973, "Памяти Михая Ка-ройи", 1988).
Ковач удостаивался в Венгрии многих почетных званий и наград. В 70-80-е гг. возглавлял Союз венгерских кинематографистов.

Фильмография:
"Ливень" (Zapor), I960; "Пештские крыши" (Pesti haztetok), 1961; "Осенняя божья звезда" (Isten oszi csillaga), 1962; "Трудные люди" (Nehez emberek), 1964; "Два портрета" (Ket агскёр, док.), 1965; "Холодные дни" (Hideg napok), 1966;"Стены" (в сов. прокате "ДелоЛас-ло Амбруша" / Falak), 1968; "Экстаз с 7-ми до 10-ти" (Extazis 7-tol 10-ig), 1969; "Наследники" (Orokosok), 1971; "На венгерской равнине" (A magyar ugaron), 1972; "Встреча с Дьёрдем Лукачем" (Та-lalkozas Lukacs Gyorggyel), 1972, 1983; "Вместе с Михаем Каройи" (Egyiitt Ka-rolyi Mihallyal), 1973; "С завязанными глазами" (Bekotottszemmel), 1974; "Кому принадлежит искусство?" (Kid a mflveszet, науч.-поп.), 1975; "Лабиринт" (Labirintus), 1976; "Хозяин конезавода" (Amenesgazda), 1978; "Октябрьскоевоскресенье" (Oktoberi vasarnap), "Эстафета" (Stafeta), оба — 1979; "Бегство в Венгрию" (Menekules Magyarorszagba,flOK.,TB), 1980; "Временный рай" (Ideiglenes paradocsom), 1981; "Любовники" (Szeretok), 1983; "Красная графиня" (Vorosgrofno), 1984; "Где-то в Венгрии" (Valahol Magyarorszagon), 1987; "Памяти Михая Каройи" (Karolyi Mihaly emlekezete), 1988; "Признания о Дьёрде Лукаче" (Vallomasok Lukacs Gyorgyrol), 1989; "Менеджер грез" (Az alommenedz-ser, тв), 1994; "Мое село: представляет Саму Бенкё" (SziiloToldem. Bemutatja: Benko Samu, док., тв), 1995; "Жил-был университет" (Volt egyszer egy egyetem, док., тв), 1995; "Послание моей старой школе" (Uzenet cgykori iskolamba, док., тв), "Трудный человек" в Калифорнии" (Egy nehez ember Kaliforniaban, док., тв), оба— 1996; "Трудныелюди" сегодня" (А nehez emberek ma, док., тв), 1997. Библиография: Ковач Андраш. "Прямое кино" в Венгрии. // Вопросы киноискусства. Вып. 10, М., 1967; ПогожеваЛ. Будапештские тетради. М., 1972;Трошин А. Кинорежиссер Андраш Ковач. М., 1979; Трошин А. "Трудные люди" Андраша Ковача. // Трошин А.С. Кино Венгрии. М., 1985; Kovacs Andras (Filmek es alko-t6k). Bd., 1974; Kovacs Andras. Controversis surrounding Hungarian filmmaking. // New Orleans Review, 1984; Veress Jozsef. Kovacs Andras. Bd., 1980; GiuricinGiuliano. Andras Kovacs. Firence, 1981; Jeancolas Jean-Pierre. Miklos, Istvan, Zoltan et les autres. Bd., 1989; Kovacs Andras: "Feher foltok a toninelemben". —Kovacs Andras: "Jelentes egy utovedharcrol". // Zsugdn Istvan. Szubjektiv magyar filmtortenet. 1964— 1994. Bd., 1994, old. 375-377, 591-596.

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz