Теодорос Ангелопулос
Theodoras Angelopoulos

Греческий кинорежиссер.
Родился 27 апреля 1935 г. в Афинах

 

 

Режиссеры - A -
Биография. Фильмография
 

Теодорос Ангелопулос изучал право в Афинском университете, Парижской Сорбонне, начал учиться в Высшей кинематографической школе (ИДЕК), но был исключен после первого курса за непокорный нрав, работал в парижском Музее человека под руководством Жана Руша. В 1964 г. вернулся в Афины, начал работать кинообозревателем в левом журнале "Демократический выбор" ("Димокритики аллаги"). Одновременно снимался в кино как актер, писал сценарии. В 1965 г. начал снимать полнометражный игровой фильм Forminx Story, посвященный одной из греческих рок-групп, но из-за конфликта с продюсером, съемки были прерваны. В 1968 г. на экраны вышла его короткометражка "Радиопередача", а в 1970 г. - первый полнометражный фильм "Реконструкция" (пр. Ж. Садуля, пр. ФИПРЕССИ на Форуме молодого кино Берлинского МКФ), неореалистическая лента о средневековом житье - бытье горной деревни где-то в северной Греции. В 1973 г. А. снимает "Дни 36 года" (та же премия там же, в следующем году), первый политический фильм греческого кино, реконструирующий политическое убийство, совершенное в эпоху диктатуры Метаксаса. Фильм, вызвавший неудовольствие властей, усмотревших в нем прямые аналогии с эпохой "черных полковников", принес режиссеру международную известность и сформировал основные принципы его поэтики - органичный сплав жесткого документализма, почти натуралистического толка, с традиционной метафорикой и сюжетикой античной трагедии.

Его следующая и, пожалуй, главная картина "Странствующие актеры" (1975, вошла в список лучших фильмов в истории мирового кино, составленный ФИПРЕССИ, пр. за лучший фильм сезона в Бельгии, Великобритании, Японии, Италии), также представляющая собой своеобразную реконструкцию исторической эпохи в жизни Греции с 1936 по 1952 г. (предвоенная диктатура, гитлеровская оккупация, освобождение и гражданская война), разворачивается одновременно, как бы на двух уровнях — мифологическом, в исполнении "Орестеи" труппой странствующих комедиантов, и реально-историческом, в котором этим комедиантам приходится жить и работать. Спустя два года А. снимает еще один четырехчасовой фильм "Охотники" (1977, "Золотой Хьюго" на МКФ в Чикаго), складывающийся с двумя предыдущими в своеобразную историческую фреску, посвященную новейшей истории Греции и анализирующую неистребимые фобии и комплексы, преследующие греческое общество, расколотое между прошлым и будущим. Эта же проблематика находится в центре фильма "Александр Великий" (1980, "Золотой лев" и пр. ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции), действие которого разворачивается в греческой провинции в конце XIX столетия, где жизнь как бы замерла в формах архаического вечного бытия.

Впрочем, историческая проблематика не уходит даже из тех фильмов А., действие которых, на первый взгляд, разворачивается в современности. Так, в центре "Путешествия на Цитеру" (1984; пр. ФИПРЕССИ и пр. за лучший сценарий на МКФ в Каннах; пр. критики на МКФ в Рио-де-Жанейро) одна из самых трагических страниц новейшей истории Греции - гражданская война конца сороковых годов и судьбы сотен тысяч греков, вынужденных бежать от преследования в СССР и другие страны "социалистического лагеря". В фильме "Пчеловод" (1986), с которого начинается сотрудничество А. с выдающимся итальянским актером Марчелло Мастроянни, речь также идет о поисках распавшихся связей между прошлым и будущим: скромный школьный учитель отправляется по следам своих предков, чтобы понять, почему так, а не иначе складывается его жизнь и жизнь его детей. Этот мотив путешествия в пространстве, оборачивающегося путешествием во времени, отчетлив и в последующих лентах А.: "Пейзаж в тумане" (1988, "Серебряный лев" за режиссуру на МКФ в Венеции, "Золотой Хьюго" на МКФ в Чикаго), "Прерванный шаг аиста" (1991) — и, особенно, в двух последних, квазиавтобиографических работах, как бы подводящих итог творческой жизни "альтер эго" режиссера: "Взгляд Одиссея" (1995; Гран-при жюри и пр. ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах, а также пр. европейской кинокритики "Феликс") и "Вечность и один день" (1998; "Золотая пальмовая ветвь" на МКФ в Каннах).

Фильмография:

  1968 Радиопередача (1 ekpom-pi)
Есть в наличии 1970 Реконструкция (Anaparastasis)
Есть в наличии 1973 Дни 36 года (Merestou 1936)
Есть в наличии 1975 Странствующие актеры (OTmssos)
Есть в наличии 1977 Охотники (1 kinigi)
Есть в наличии 1980 Александр Великий (Megalexandros)
  1981 Одна деревня, один крестьянин (Horio ena, katikasenas.)
  1983 Афины, возвращение в Акрополь (Athina, epistrofi stin Akropoli, док.)
Есть в наличии 1984 Путешествие на Цитеру (Taxidi sta Kythira)
Есть в наличии 1986 Пчеловод (Beekeeper)
Есть в наличии 1988 Пейзаж в тумане (Topiostinomihli)
Есть в наличии 1991 Прерванный шаг аиста (То meteoro vima tou pelargou)
Есть в наличии 1995 Взгляд Одиссея (То vlemma tou Odyssea)
Есть в наличии 1998 Вечность и один день (Mia eoniotita ke mia mera)
Есть в наличии 2004 Трилогия: Плачущий луг

Творчеству Ангелопулоса посвящены документальные фильмы:
- Другая сцена (The Other Scene, Греция, реж. М. Демопулос), 1975;
- Путешествие сквозь историю" (Journey Through History, Италия, реж. Д. Макрис), 1977;
- На пути в Дотсико" (Sulla strada per Dotsiko, Греция—Италия, реж. Н. Моццато), 1980;
- Кадр №80 (Shot № 80, Греция, реж. П. Виванкос), 1984;
- Другой миф (The Other Myth, Греция, реж. М. Хаджимихали-Папалиу), 1986;
- Конец трилогии (The End of a Trilogy, Греция, реж. X. Пападопулос), 1988;
- Это ничего, просто кинокадр (It's Nothing, Only a Film Shot, Греция, реж. А. Лукос), 1991;
- Фильм на грани нервного срыва (A Film on the verge of a Nervous Breakdown, Франция, реж. Э. Шабалле и Э. Жиль-бер), 1991;
- Конец вечности" (The End of an Eternity, Греция, реж. А. Ламбридис), 1998.

 

 

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz