Гаал Иштван
Gaal Istvan

Венгерский режиссер,
сценарист и монтажер.
Родился 25 августа 1933 г. в Шалготарьяне.

 

РЕЖИССЕРЫ
   

Один из тех, кто в начале 60-х гг. открыл новую страницу в истории венгерского киноискусства, привнеся в него новую проблематику и новый художественный язык.
Окончив среднюю школу в Сегеде и готовясь стать по семейной традиции электротехником, короткое время работал в Сольно-
ке. Однако в 1953 г. изменил перво­начальному выбору и поступил на отделение кинорежиссуры в будапештский Институт театра и кино, где был учеником Мартона Келе-ти. Уже своей студенческой рабо­той — поэтическим четырехминут­ным этюдом "Железнодорожные ра­бочие" (1957), удостоенным премии на Всемирном молодежном форуме в Вене, обратил на себя внимание. Получив в 1958 г. диплом, некото­рое время работал ассистентом в ки­ностудии "Гуния", затем продолжил учебу: в 1959—1961 гг. как стипен­диат министерства иностранных дел Италии был слушателем Экспери­ментального киноцентра в Риме, где также защищал диплом — шес­тиминутной лентой "Этюд" (1961). По возвращении на родину некото­рое время работал на Студии кино­хроники, затем перешел в киносту­дию "Будапешт" производствен­ного предприятия "МАФИЛЬМ".
В 1961 г. в его переводе вышла книга "Язык кино" итальянского исследователя Ренато Мэя (тот пре­подавал теорию кино в римском Экспериментальном киноцентре и оказал решающее влияние на вен­герского стипендиата). Позже (1967) Гаал перевел на венгерский язык " Историю итальянского кино" Кар­ло Лидзани.
Гаал был одним из основателей молодежной Студии имени Белы Балаша, где сделал как сценарист, режиссер и монтажер еще две до­кументальные ленты ("Туда-сю­да", 1962; "Тиса — осенние вариа­ции", 1962), оператором которых был Шандор Шара, и, в свою оче­редь, как оператор и монтажер уча­ствовал в создании короткометраж­ного документального фильма то­го же Шары "Цыгане" (1962). Эти работы подтвердили обостренный интерес Гаала к фотографической выразительности, стремление ис­пользовать камеру как особый инст­румент для создания поэтического образа мира. Позже она будет слу­жить у него и исследованию внут­реннего мира человека.
Его игровым дебютом стал пол­нометражный фильм "В потоке" (1964), положивший начало "новой венгерской волне", ознаменовав­ший приход в кино подлинно "ав­торов". Герои "авторского" фильма Гаала (он здесь сценарист, режис­сер и монтажер) — вчерашние гим­назисты, оказывающиеся по воле трагического случая перед лицом "взрослых" вопросов. Совестливое отношение к жизни, индивидуаль­ная ответственность за нее, связь личности и общества — основные темы фильма-размышления, филь­ма-диспута, который получил миро­вое признание (в частности, Гран-при МКФ в Карловых Варах, пр. молодых критиков в Пезаро и др.) и сразу поставил автора в первый ряд молодой венгерской киноре­жиссуры. Поставленные им вслед за тем картины "Половодье" (1965) и "Крестины" (1967), сходные по нравственной проблематике, осве­щающие в исторической перспек­тиве отношения к этическим цен­ностям, образуют вместе с дебют­ным фильмом трилогию.
Гаал — мастер камерного жанра, драматического действия, объеди­няющего двух-трех персонажей. В 1970 г. на экраны выходит "Высшая школа", по повести Миклоша Ме-сёя), в которой режиссер, придавая характер параболы повествованию о соколином питомнике и сложив­шейся там системе человеческих отношений, а также об отношениях человека с гордыми птицами, усмат­ривает в этом образ сложных отно­шений и взаимных влияний лич­ности и общества. В то время как этот фильм укрепил международ­ный авторитет режиссера (Специ­альный пр. жюри МКФ в Канне, 1970; "Серебряный Хыого" на МКФ в Чикаго, 1971; Большой серебря­ный приз МКФ в Аделаиде, 1971), в Венгрии его подвергли серьезной критике, замаскировав эстетичес­кими претензиями обвинения иде­ологические.
Первый, самый продуктивный, период творчества Гаала закрывает камерный, психологический фильм "Мертвый край" (1971; пр. актрисе Мари Тёрёчик и пр. "Дон Кихот" на МКФ в Карловых Варах, 1972 и др.) — история людей, оставшихся последними в покинутой всеми де­ревне, история семьи, потерявшей скреплявшие ее взаимопонимание и жизненные ценности. После дли­тельного перерыва, заполненного съемками короткометражных до­кументальных и телевизионных иг­ровых лент, Гаал ставит элегически задумчивый и неторопливый, как размышление о жизни, фильм "Ле­гато" (1977; спец. пр. МКФ в Таор-мине, 1978), в котором устраивает молодым героям встречу с прош­лым, делающую их чуть взрослее. Здесь получила развитие одна из ос­новных его тем — неразвитость об­щественного сознания. Последовав­ший затем фильм "Черепки" (1980) носил характер личного искреннего признания. В нем переживает семей­ный и духовный кризис, рефлекти­рует, проводит ревизию жизненных ценностей сорокалетний герой. Венгерская критика усмотрела здесь па­раллель с общественным кризисом рубежа 70—80-х.
Отдавая дань своему увлечению музыкой, режиссер экранизирует в 1985 г. оперу Глюка "Орфей и Эв-ридика" (1985), после чего оконча­тельно уходит из большого кино на телевидение, где снимает преиму­щественно музыкальные фильмы, некоторые из которых также заво­евывали авторитетные премии в Венгрии и за рубежом ("Бела Бар-ток: Музыка ночи''/Bartok Bela: Az ejszakazeneje, 1970, "Пер Понт"/Peer Gynt, 1988, "Музыка''/Zene, 1990, и др.
В разные годы занимался педа­гогической деятельностью. В 1978-1979 и 1980-1981 гг. преподавал по контракту в римском Эксперимен­тальном киноцентре, в 80—90-е гг. проводил мастер-классы в других странах.
Удостоен ряда почетных венгер­ских званий и наград.

Фильмография:
"Железнодорожные ра­бочие" (Palyamunkasok), 1957; "Этюд" (Etfid), 1961; "Цыгане" (Ciganyok), 1962; "Туда-сюда" (Oda—vissza), 1962; "Тиса — осенние вариации" (Tisza — Oszi vazlatok), 1962; "В потоке" (Sodrasban), 1964; "По­ловодье" (Zolddr), 1965; "Крестины" (Ке-resztelo), "Хроника" (Kronika, док,, спец. пр. жюри МКФ в Венеции, 1968), оба — 1967; "Десятилетняя Куба" (lOevesKuba, док.), 1969; "Высшая школа" (Magasis-kola), 1970; "Мертвый край" (Holtvidek), 1971; "Ежедневно два поезда" (Naponta ket vonat, тв), "Таможня" (Vamhatar, к/м, тв), оба — 1976; "Легато" (Legato), 1977; "Черепки" (Cserepek), "Пляска смерти" (Halaltanc, тв), оба — 1980; "Орфей и Эв-ридика" (OrfeuszesEurydike), 1985; "Тво­рения Бога" (Isten teremtmenyei, тв; приз за лучшую режиссуру на М КФ телефиль­мов в Праге, 1987), 1986; "Дядя Бени" (Ве-ni basci, док., тв), 1987; "Ночь" (Ejszaka, к/м, тв), 1989; "Римская соната" (Romai szonata, док., тв), 1995; "Корни" (Gyoke-rek, док., тв), 1999.

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz