Храфн Гуннлаугссон
Gunnlaugsson Hrafn

Исландский режиссер.
Родился 17 июня 1948 г.

 

РЕЖИССЕРЫ
   

В 1973 г. окончил Стокгольмский университет по специальности "Театр и кино", затем изучал кинорежиссуру в Шведском институте драмы. Опубликовал несколько сборников стихов, рассказов, пьес, один роман. Короткометражный фильм "Лилия" — первая исландская экранизация Хальдоура Лакснесса. Среди телеви­зионных фильмов наиболее извест­ны "Багровый закат" и "Ременькну­та", снятые по собственным сцена­риям. Осуществил ряд театральных постановок, в том числе по пьесам Беккета, Ионеско, Мрожека.
Первый полнометражный фильм "Отцовское имение" затрагивает од­ну из основных тем современной ис­ландской литературы — противоре­чие между деревенской и городской жизнью. Молодой человек, уезжаю­щий в город, чтобы получить обра­зование, в конечном итоге вынуж­ден вернуться назад и взять на себя роль хозяина на отцовской ферме.
Тема фильма "Между нами" — духовный кризис 50-летнего муж­чины, отца семейства, преуспева­ющего инженера-гидростроителя, добившегося в жизни успеха и ма­териального благополучия-, но вне­запно ощутившего пустоту и бес­смысленность своего существова­ния. Им овладевают эротические фантазии, объектом которых стано­вится пятнадцатилетняя дочь его друга и коллеги. Сделанный в агрес­сивной манере, фильм бросал вы­зов общепринятым представлениям о жизни, семье, любви, националь­ных ценностях. Так, дочь героя при­глашает родителей на любительский спектакль, где создает образ Мате­ри-Исландии и показывает стрип­тиз под звуки национального гимна, исполняемого в фривольной джазо­вой манере. После выхода фильма альтинг, исландский парламент, был вынужден принять новый закон о защите гимна Исландии.
Г. был одним из первых, кому пришла идея экранизации исланд­ских саг, и он стал ведущим режис­сером, работающим в этом направ­лении. Благодаря ему фильмы, по­ставленные по сагам, стали исконно исландским киножанром, который зарубежные критики назвали "норстерном", как бы национальным, северным вариантом вестерна.
В ленте "Когда ворон летит" ре­жиссер соединил элементы кельтс­кого мифа о Тристане и Изольде с сюжетными линиями из несколь­ких исландских саг. Поставленный совместно со Швецией, фильм по­лучил приз Шведского киноинсти­тута за лучшую режиссуру (1985) и пользовался большим успехом во многих странах. Еще более удачная судьба выпала на долю картины "В тени ворона", бюджет которой был уже вдвое больше и где в качестве ассистента режиссера работал сын Ингмара Бергмана Даниэль, сам будущий режиссер. Фильм получил широкий международный прокат, завоевал специальный приз жюри на Международном кинофестивале приключенческих фильмов в Ва­ленсии (1990), выдвигался по двум категориям на соискание европей­ского приза "Феликс". В основу третьего "норстерна" — "Белый ви­кинг" — положена история обраще­ния исландцев в христианство. Во всех трех лентах Г. стремится деми­фологизировать сложившиеся пред­ставления о героической эпохе, по­казать, что жизнь в средневековой Исландии была опасной и жесто­кой. Пользующийся репутацией ре­жиссера, который любит вызывать у публики состояние шока, Г. созна­тельно делает акцент на жестокос­ти, тем самым разрушая романти­ческий образ викингов, который исландцу прививают со школьной скамьи.
Отголоски древних верований часто звучат в современном ислан­дском кино. В фильме "Священный курган" Г. умело использует чувство сверхъестественного. Мальчик из Рейкьявика попадает в отдаленную сельскую местность, где испытыва­ет сильный эмоциональный шок, связанный с первым любовным пе­реживанием, а также с бытующим там поверьем о кургане, в котором похоронен вождь викингов.

Фильмография:
Лилия (Lilja), 1976; "От­цовское имение" (Odal fedranna), 1978; "Между нами" (Okkaramilli), 1980; "Ког­да ворон летит" (Hrafninn flygur), 1984; "В тени ворона" (I skugga hrafnsins), 1988;"Белый викинг" (Hviti vikingurinn), 1991; "Священный курган" (Hinhelguve), 1993; "Колдовство" (Mykrahovdingen), 1999.

 

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz