Фернан Леже
Fernand Leger

Французский художник.
Родился 4 февраля 1881 г.,
умер 17 августа 1955 г.

 

 

РЕЖИССЕРЫ
   

В 1923 г. в свойственном ему стиле кубизма оформил фантастический фильм М. Л' Эрбье "Бесчеловечная". Был связан с экспериментальным течением "Авангард". В 1924 г. с Д. Мёр-фи снял ф. "Механический балет" (Ballet mecanique).
В киноведении принято рассматривать эту ленту как пример "смешанной абстракции" (в противовес "абстракции чистой", образцом которой называют "Ритмы 21" Ганса Рихтера, где оживленные анимацией предстают простые геометрические фигуры). В "Механическом балете" Леже рассматривает обычные предметы лишь с точки зрения их визуальной и эстетической формы. В полном соответствии со своим названием фильм представляет собой танец предметов и зубчатых колес. Организующим началом здесь служат ритм и монтаж по формальному сходству. Начавшийся оживленной с помощью мультипликации карикатуры Леже на Чарли Чаплина, "Механический балет" переносит на экран сознательно упрощенное видение вещей, характерное для живописи художника.
"Ошибкой в живописи является сюжет. Ошибка кино — сценарий. Освобожденное от этого груза, кино может стать гигантским микроскопом вещей, никогда не виданных, никогда не ощущаемых", — писал Леже. Осознанно или нет, Л. формулирует эффект Кулешова: снятые разрозненно предметы, люди или географические объекты, монтажно соединенные, образуют новую реальность. И не только формулирует, но и применяет его на практике. Этот фильм, строго говоря, не слишком соответствует течению сюрреализма, и если при его просмотре возникает "сюрреалистический эффект", то, скорее всего, не в результате замысла, а помимо его. Все эти каждодневные обыденные вещи, ярмарочные стрелковые тиры, манекены, рыночные товары, колесо лотереи и стеклянные сосуды, человеческие фигуры и даже газетные заголовки, возникая в экстремальных крупных планах или непривычной подсветке, утрачивают бытовое значение и превращаются в абстракции. Эпизод с женщиной, поднимающейся по лестнице с мешком на плече, от многократного повторения утрачивает и без того невнятный смысл, становясь моделью некого perpetum mobile. Завороженный
1942 г., когда Л. экранизировал одноименный роман Э. Де Марки "Джа-комо-идеалист". Сразу же после войны Л. примкнул к неореализму, сняв фильмы "Бандит" (1946) и "Без жалости"(1948), ставшие его заметной страницей. Но позднее режиссер обратился к экранизациям, найдя в них свой идеал кинематографа. Он перенес на экран "Шинель" (1951) Н. Гоголя, "Волчицу" (1953) Д. Верги, "Капитанскую дочку" (фильм назывался "Буря", 1958) А. Пушкина, "Степь" (1962) А. Чехова, "Мандрагору" (1965) Макиавелли, "Собачье сердце" (1976) М. Булгакова и многие другие произведения итальянских и зарубежных авторов.
В 60—70-е гг. режиссер снимал преимущественно комедии и коммерческие фильмы, переходя от низких жанров к высоким, от маленьких тем к вечным, от давней истории к современности, но неизменно демонстрируя высокий уровень режиссуры, тяготение к кинематографической изобразительности, формальному изяществу и чувство стиля. С годами Л. даже выработал собственную идеологию, по которой естественный человек доминировал над технологической цивилизацией с ее бешеными ритмами, разрушительными для индивида.
В 80-е гг. Л. целиком посвятил себя телевидению, где, в частности, снял многосерийную фреску "Христофор Колумб" (1984), имевшую огромный международный успех.

Фильмография:
"Джакомо-идеалист" (Giacomo l'idealista), 1942; "Стрела в боку" (La freccianelfmnco), 1943—1945; "Бандит" (II bandito), 1946; "Преступление Джованни Эпископо" (II delitto di Giovanni Episcopo), 1947; "Безжалости" (Sen-za pieta), "Мельница на реке По" (II mu-lino del Po), оба — 1948; "Огни варьете" (Luci del variete, совместно с Ф.Феллини), 1950; "Анна" (Anna), "Шинель" (II са-potto), оба — 1951; "Волчица" (La lupa), "Пляж" (La spiaggia), оба — 1953; "Начальная школа" (Scuolaelementare), 1954; "Гвендалина" (Guendalina), 1957; "Буря" (Latempesta), 1958; "Сладкиеобманы" (I dolci inganni), "Письма послушницы" (Lettere di una novizia), оба — I960; "Неожиданность" (L'imprevisto), 1961; "Человек мафии" (Mafioso), "Степь" (La steppa), оба — 1962; "Мандрагора" (La mandragola), 1965; Matchless, "Дон Жуан на Сицилии" (Don Giovanni in Sicilia), оба — 1967; "Фрейлейн Доктор" (Fraulein Doktor), "Подруга" (L'amica), оба— 1969; "Белый, красный и..." (Bianco, rosso e...), 1972; "Это был я" (Sono stato io), 1973; "Буду ей как отец" (Le faro da padre), 1974; "Собачье сердце" (Cuore di cane), "О, Серафина" (Oh, Serafina), оба — 1976; "Такая, как ты есть" (Cosicomesei), 1978; "Цикада" (La cicala), 1980; "Христофор Колумб" (Cristoforo Colombo, тв), 1984; "Заноза в сердце" (Una spina nel cuore), 1985; "Два брата" (Due fratelli, тв), 1987; "Украденная рука" (Mano rubata, тв), 1988.

 

 

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz