Золтан Фабри
Zoltan Fabri

Родился 15 октября 1917 г. в Будапеште.
Умер в 1994 г. в Будапеште.

 

 

РЕЖИССЕРЫ
   

Венгерский режиссер. Его имя и творчество неразрывно связаны с процессом самоопределения венгерского кино, с историей его развития, с его утверждением и завоеванием признания на родине и за рубежом.
Творческую жизнь Фабри начал как живописец и график, окончив в 1938 г. Институт изобразительного искусства. В том же году поступил в Академию театрального искусства на актерское отделение, по окончании которой (1941) работал сначала актером, затем режиссером будапештского Национального театра. Работал также в других театрах страны как актер, режиссер и художник-декоратор. После войны, осенью 1945 г. вновь включился в венгерскую театральную жизнь. Возглавлял Театр юного зрителя. Занимался также книжной графикой.
Работу в кино начал в 1950 г. — сначала как художественный руководитель киностудии "Гунния", затем как сценарист и художник. Начало его режиссерской деятельности связано с картиной "Колония под землей", которую Ф. завершал вместо заболевшего Имре Енеи. Его первой самостоятельной режиссерской работой стал фильм "Буря" (1952), рассказывающий о буднях сельскохозяйственного кооператива. И в этой картине, и в следующей ("Знак жизни", 1954; "Приз труда" МКФ в Карловых Варах, 1954), повествующей о спасении шахтеров, давали себя знать идеологические клише эпохи. Однако Ф. пытался быть антисхематичным даже в так называемый век "схематизма". В "Знаке жизни", где рудименты схематизма еще очевидны и некоторые моменты до смешного наивны, Ф. все же явно порывал с каноном "производственного" фильма — многообразием человеческих характеров, раскрывающихся в экстремальной ситуации, психологизмом, богатством режиссерских решений, выразительной пластикой.
Режиссерский талант Ф. в полной мере развернулся в "Карусели", фильме 1955 г., ставшем "визитной карточкой" обновлявшегося венгерского кино, выходившего на уровень общечеловеческих и общегуманных понятий. Безыскусный и в безыскусности поэтический, гармонично объединивший лирику и драматизм, фильм поведал зрителю середины 50-х гг. историю деревенского парня и его возлюбленной (дебют Мари Тёрёчик, в будущем выдающейся венгерской актрисы), дерзнувших во имя своего счастья пробить брешь в устоявшемся иерархическом укладе старой венгерской деревни. Новеллы Имре Шаркади "В колодце" и "Истина", легшие в основу сценария, были для Ф. только предлогом, чтобы через историю молодых влюбленных показать трудный процесс рождения новой крестьянской формы жизни, тернистый путь к ней, который главные герои должны пройти до конца. В 1956 г. "Карусель" представляла венгерский кинематограф на международном кинофестивале в Каннах. О ней с восторгом писали тогда, среди других, Андре Базен, Франсуа Трюффо, Линдсей Андерсон, отмечая исключительный темперамент режиссера. В последовавшей затем ленте "Господин учитель Ганнибал" (1956; Гран-при МКФ в Карловых Варах, 1957), вышедшей на экраны за неделю до Венгерского восстания, Фабри меняет интонацию и стиль, насыщая трагикомическую историю "маленького человека" гротеском. Здесь заявлена тема, которая станет ведущей в творчестве Ф., будет варьироваться и развиваться в последующих его фильмах: "Анна Эдеш" (1958), "Два тайма в аду" (1961), "Дневное затмение" (1963; спец. пр. МКФ в Локарно, 1964), "После сезона" (1966; "Приз Сен-Джорджо", пр. города Венеция, пр. "Чинема нуово" актеру Анталу Пагеру и пр. "Синефорум" на МКФ в Венеции, 1967), "Мальчишки с улицы Пал" (1968; спец. пр. МКФ в Тегеране, 1969; второй пр. МКФ в Москве, фестиваль фильмов для детей), "Муравейник" (1971). Анализируя процесс развития общества, его моральные конфликты, Ф. обращается к общечеловеческим проблемам, к самым острым вопросам, связанным с судьбой всего мира. Практически все его фильмы о достоинстве человека, которое подвергается испытанию и не всегда выходит победителем, об обстоятельствах, ставящих людей перед выбором, и об ответственности за этот выбор.
Его привлекают чрезвычайные ситуации, крайние, обостренные, драматические положения. Картину "Двадцать часов" (1964, по роману Ференца Шанты; Главный пр. МКФ в Москве, 1965; пр. ФИПРЕССИ и пр. журнала "Синема" в Венеции, 1965; Большой пр. МКФ в Риме, 1965; и др.), знаменовавшую — вместе с "Холодными днями" Ковача, "Без надежды" Янчо, первыми лентами Сабо, Коши, Гаала — обретение новой темы и обновление художественного языка в венгерском кино, Ф. строит как расследование: его ведет журналист в одной венгерской деревне. Прихотливый монтаж свидетельских показаний и ретроспекций не только восстанавливает с объективной дистанции давнее событие, у которого была трагическая развязка, но служит анализу острейших коллизий, через которые прошла Венгрия и которые отразились в людских судьбах.
Драматическая коллизия "маленький человек" и "большая история" была предметом постоянных раздумий Золтана Фабри, он варьировал ее от фильма к фильму, менял декорацию и действующих лиц, чтобы скорректировать свои прежние выводы, а в иных случаях произвести необходимую переоценку. Обыкновенная человечность, противостоящая бесчеловечности фашизма, диалектика компромисса — вот главные темы "Пятой печати" (1975, по роману-притче Ференца Шанты; первый приз МКФ в Москве, 1977), напряженно-интеллектуальной драмы (с отсылками к Библии и апокалиптическим фантазиями Босха), где героев, четырех обывателей, случай ставит перед суровым выбором, когда можно либо сохранить мужество и человеческое достоинство, либо выжить. Вслед за автором романа Ф. усложняет задачу, позволив одному из своих героев пойти на компромисс во имя несчастных детей, у которых фашисты убили родителей и которых он с риском для жизни прячет в своем доме.
Золтан Фабри, которого называют мастером реализма, стоит на точке пересечения, на границе "старого" и "нового" венгерского кино. Его творчество характеризуют психологическая убедительность, классическая актерская школа переживания и крепкая литературная основа. Он экранизировал произведения классиков венгерской литературы Дежё Костолани ("Анна Эдеш") и Маргит Каффки ("Муравейник"), Ференца Молнара ("Мальчишки с улицы Пал"), но чаще — произведения современных ему писателей: Ишт-вана Эркеня ("Добро пожаловать, господин майор", 1969; и "Реквием", 1981; "Серебряный медведь" за лучший сценарий на МКФ в Берлине, 1981; пр. актрисе Эдит Фрай на МКФ в Сопоте, 1981), Фридье-ша Каринти ("Приходите ко мне на именины!", 1984), Ференца Шанты ("Двадцать часов" и " Пятая печать") и др. В 1974 г., взяв несколько сюжетных линий из объемного, многопланового романа Тибора Дери "Незавершенная фраза", Фабри сделал картину о человеке, который в вихре истории слишком долго просыпался (" 141 минута из "Незавершенной фразы", спец. пр. МКФ в Москве, 1975).
Изображая в остродраматической форме противоречия в жизни человека и общества, Фабри часто выбирал для своих фильмов такие истории, которые являлись моральными притчами или, по крайней мере, содержали в себе возможность для создания моральной притчи. Однако драматизм, экспрессия, характер притчи никогда не делают его фильмы напыщенными, риторичными или отвлеченными.
Последним значительным произведением Ф. явилась экранизация дилогии Йожефа Балажа "Венгры" (1978; Гран-при МКФ в Дели, 1979; Гран-при МКФ в Саламанке, 1980) и "Встреча Балинта Фабиана с Богом" (1981; пр. творческой ассоциации операторов сербского кино оператору Дьердю Илешу на МКФ в Белграде, 1981), в центре которой с ее намеренно балладной структурой заурядные человеческие судьбы в контексте исторических событий первой половины XX века.
Авторитетный в среде венгерской кинорежиссуры, Фабри в течение долгого времени возглавлял Союз венгерских кинематографистов. С 1970 г. преподавал в будапештском Институте театра и кино. Неоднократно удостаивался у себя на родине различных почетных званий и наград, получал призы на отечественных и международных кинофестивалях, дважды был соискателем "Оскара" ("Мальчишки с улицы Пал", 1968; "Венгры", 1978).
В последние годы жизни, уже не имея сил заниматься кинорежиссурой, вернулся к мольберту, оставив кроме фильмов, составивших эпоху в венгерском кино, большое количество живописных полотен.

Фильмография:
"Буря" (Vihar), 1952; "Знак жизни" (Eletjel), 1954; "Карусель" (Korhinta), 1955; "Господин учитель Ганнибал" (Hannibal tandrur), 1956; "Сумасшедший апрель" (Bolond aprilis), 1957; "Анна Эдеш" (Edes Anna), 1958; "Хищник" (Duvad), 1959; "Два тайма в аду" (Ket felido' a pokolban), 1961; "Дневное затмение" (Nappali sotetseg), 1963; "Лето в Визивароше" (Viziva'rosi nyar), "Двадцать часов" (Husz6ra),o6a — 1964; "После сезона" (Utoszczon), 1966; "Мальчишки с улицы Пал" (A Pal utcai fiuk), 1968; "Добро пожаловать, господин майор" (Istenhozta, 6'rnagy пг!), 1969; "Муравейник" (Hangyaboly), 1971; "Плюс-минус один день" (Plusz-mfnusz egy nap), 1972; "141 минута из "Незавершенной фразы"" (141 perca "Befejezetlen mondatbol), 1974; "Пятая печать" (Az otodik pecset), 1975; "Венгры" (Magyarok), 1978; "Встреча Балинта Фабиана с Богом" (Fabian Balint talalkozasa Istennel), "Реквием" (Requiem), оба — 1981; "Приходите ко мне на именины!" (Gyertek el a nevnapomra), 1984.

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz