Карлос Саура
Saura Carlos

Испанский кинорежиссер.
Родился 4 января 1932 г. в Уэске.

 

РЕЖИССЕРЫ
   

Под влиянием старшего брата, профессионального фотографа, с детских лет увлекался искусством фотографирования, его работы выставлялись на всевозможных выставках. Саура закончил Официальную киношколу в Мадриде в 1957 г., некоторое время преподавал там на кафедре режиссуры, а в 1964 г. ушел из нее по политическим причинам. Во многих отношениях Кароса Сауру можно считать основоположником так называемого "кинематографа поколения", кинематографа тех, чье детство совпало с периодом гражданской войны в Испании, на кого раскол в обществе — а часто и в семье — повлиял особенно сильно. И хотя сам термин "кинематограф поколения" принято связывать с послефранкистским периодом, с именами таких режиссеров, как Мануэль Гутьеррес Арагон, Хай-ме Чаварри, Хайме де Арминьян, Виктор Эрисе, и их фильмами, носящими во многом автобиографический характер и повествующими о прошлом и настоящем маленьких и повзрослевших героев, начало течению, несомненно, положил Саура еще в годы диктатуры. Война, наложившая отпечаток на его формирование и как личности, и как художника, впрямую ли, по касательной ли, проходит практически по всем его картинам. И если в таких фильмах, как "Охота" или "Беспризорные", снятых на нищенский бюджет в полудокументальной стилистике, Саура повествует о следствиях нездорового развития общества, то в работах, созданных в содружестве со знаменитым испанским писателем и сценаристом, мастером гротеска, много работавшим с Луисом Берлангой, Рафаэлем Асконой режиссеру удалось поведать и о причинах национального коллапса. Так, в ленте "Анна и волки" (1972) возникает образ матери — тучной, неподвижной, неповоротливой, как франкистский режим. Именно ей подчиняется все в доме — как франкистскому режиму. И она родила сыновей, олицетворяющих милитаризм, несвободу, религиозность — порождения франкистского режима. Некоторая излишняя прямолинейность подобных образов, существующих в заданных ситуациях, в известной мере осложняла задачу исполнителей. Но все-таки С. удалось заставить актеров передать то или иное состояние, создать характер, даже когда отсутствует действие, с помощью которого можно передать развитие этого характера. А действие в фильмах С. чаще всего уведено в сны, воспоминания, реплики, детали. Зрителю как бы предлагается сделать известное усилие, чтобы с помощью отрывочных сведений, намеков построить собственное повествование или проникнуть в авторский замысел.
Сюжеты большинства фильмов С. камерны — история одной семьи или нескольких дней ее жизни. Но это сюжеты одновременно — рассказы о судьбе Испании. Так, в "Саде наслаждений" достаточно откровенно для того времени — фильм снимался в 1970 г. — Сауреи Асконе удалось проследить путь, который прошла Испания от провозглашения республики до современности и продемонстрировать тупик, в который завела страну диктатура.
Самому режиссеру ни гротеск, ни черный юмор, ни даже метафоричность не особенно свойственны, что моментально проявилось после смерти Франко, когда отпала необходимость в традициях эзопова языка в кино и С. погрузился в мир социально ангажированного и политически ориентированного кино в таких лентах, как "Скорей, скорей!", "С завязанными глазами", "Эй, Кар-мела!", "Стреляй!", или многозначный упоительный мир фламенко, национального драматического танца в трилогии "Кровавая свадьба", "Кармен", "Колдовская любовь", созданный в содружестве с танцовщиком и постановщиком Антонио Гадесом.
Фильмы С. неоднократно премировались, среди наиболее престижных наград: "Серебряные медведи" за ленты "Охоту" и "Коктейль пе-перминт фрапе" и "Золотой Медведь" за картину "Скорей, скорей!" на МКФ в Берлине; пр. в Каннах за фильм "Элиза, жизнь моя"; "Маме исполняется сто лет" выдвигалась на пр. "Оскар", а "Эй, Кармела!" получила "Феликса".
Долгие годы, вплоть до разрыва, состоявшегося в конце 70-х гг., музой Сауры, центральной исполнительницей ролей в его фильмах была его жена, дочь Чарльза Чаплина Джеральдина.

Фильмография:
"Воскресный вечер" (La tardedeldomingo), 1956—1957; "Куэнка" (Cuenca), 1958; "Беспризорные" (Losgol-fos), 1959; "Плач по бандиту" (Llanto рог unbandido), 1963; "Охота" (Lacaza), 1965; "Коктейль пеперминт фрапе" (Peppermint frappe), 1967; "Раз, два, три" (Stress, es tres, tres), 1968; "Пещера" (La madru-guera), 1969; "Сад наслаждений" (El jar-din de las delicias), 1970; "Анна и волки" (Ana у loslobos), 1972; "Кузина Анхелика" (La prima Angelica), 1973; "Выкорми ворона" (Crfacuervos), 1975; "Элиза, жизнь моя" (Elisa, vida mia), 1977; "С завязанными глазами" (Los ojos vendados),1978; "Маме исполняется сто лет" (Mamacum-ple cien anos), 1979; "Скорей, скорей!" (jDeprisa, deprisa!), 1980; "Кровавая свадьба" (Bodasdesangre), 1981; "Антуанетта" (Antonieta), 1982; "Кармен" (Carmen), 1983; "Лос Занкос" (Los Zancos), 1984; "Колдовская любовь" (Elamorbrujo), 1985; "Эльдорадо" (Eldorado), 1987; "Смутная ночь" (La noche oscura), 1988; "Эй, Кармела!" (jAy, Carmela!), 1990; "Севильцы" (Sevillanas, к/м), "Марафон" (Marathon), оба — 1992; "Стреляй!" (jDispara!), 1993; "Фламенко" (Flamenco), 1995; "Такси" (Taxi), 1996; "Птенец" (Pajarico), 1997; "Танго" (Tango), "Гойя в Бордо" (Goya en Bordau),o6a— 1998.

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz