Миклош Янчо
Miklos Jancso

Венгерский режиссер.
Родился 27 сентября 1921 г. в городе Вац.

 

 

РЕЖИССЕРЫ
   

Одна из крупнейших фигур не только венгерского, но и мирового кино. "Этот художник, — сказал о нем его соотечественник и коллега Иштван Сабо, — занимает исключительное место в венгерской культуре. Не создай Янчо такие фильмы, как "Без надежды", "Так я пришел", "Звезды и солдаты", и другие, зияла бы пустота. Как Бела Барток в музыке, как Аттила Йожеф в поэзии, Янчо в кинематографе выразил дух венгерской нации и ее историческую судьбу".
Учился на юридическом факультете, одновременно изучал этнографию и искусствоведение в университете города Клуж в Тран-сильвании (ныне — Коложвар, Румыния). В 1944 г. получил диплом юриста. В конце войны был мобилизован в армию, попал в советский плен. После войны, вернувшись на родину, участвовал в молодежном движении. В 1946—1950 гг. учился в будапештском Институте театра и кино. Получив диплом режиссера, работал в кинохронике, делал киножурналы, снял ряд документальных фильмов. Наиболее значительные среди них "На окраине города" (1957), по мотивам одноименного стихотворения Аттилы Йожефа, и "Бессмертие" (1959; Приз в категории короткометражных фильмов — как "лучшему фильму об искусстве" на МКФ в Сан-Франциско, 1960) — о жизни и творчестве скульптора Дьёрдя Гольдмана. Первый полнометражный игровой фильм — "Колокола отправились в Рим" — снял в 1958 г. Однако новое видение действительности, новый исторический кругозор и элементы нового стиля, который в дальнейшем стал определяющим для авторского кинемато-графаЯ., наметилисьлишьвего третьем игровом фильме "Развязка и завязка"/" Кантата" (1962), еще достаточно эклектичном, апробирующем средства, заимствованные у представителей западного авторского кинематографа (в частности, у Антониони), но использованные на ином материале и иной проблематике. Один из существенных мотивов этого фильма — духовный кризис, переживаемый молодыми интеллектуалами, отрыв от своих корней и попытки нового их открытия. Последовавшая за ним картина "Так я пришел" (1964) явилась апробацией исторической темы, импульсы для которой дала собственная биография режиссера (события фильма происходят весной 1945-го, на рубеже войны и мира). Это лирическое признание автора, в котором наиболее полно проявилось его внимание к психологии героя, от которой он отошел позднее. Фильм говорит о начале пути художника и в то же время о пути его поколения. Драматургия тут относительно тра-диционна, но сам выбор натуры и характер существования, физического поведения героев в этом пространстве, в какой-то мере "хореографическое" их движение позволили несколько абстрагировать конкретную историю, придать ей характер исторической модели.
Мировое признание принесла Янчо картина "Бедные парни"/"Без надежды" (1965; пр. ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно, 1966; пр. английских кинокритиков как"лучшему иностранному фильму года" в Лондоне, 1967), где впервые на материале венгерской истории получила выразительное художественное воплощение проблема власти и насилия, ставшая одной из центральных в его творчестве, наряду с другими постоянно присутствующими мотивами: тирания и свобода, революционная идея и нетерпимость, вожди и ведомые, и т.д. Изображая события середины прошлого века, связанные с реакцией, последовавшей за поражением венгерской революции 1848 г., картина одновременно отсылает к опыту всех деспотических режимов, включая эпоху сталинизма. Здесь Янчо впервые применяет в своей режиссуре игру взаимопроникающих и дополняющих друг друга элементов реального и символического, конкретного и обобщенного художественного образа. Начиная с этой картины, действие фильмов Янчо происходит в Центральной и Восточной Европе, в замкнутом мире революций, контрреволюций, побед, провалов, героизма и предательства, угнетения и грубых манипуляций правящего режима. В "Звездах и солдатах" (1967; серебряный приз "Южный крест" и спец. пр. жюри МКФ в Аделаиде, 1969) исторической площадкой для воплощения темы революционного насилия становится гражданская война в России. В центре фильма "Тишина и крик" (1967; Золотой призМКФвАвеллино, 1968), разыгрывающегося в эпоху белого террора, сменившего Венгерскую Коммуну 1919 г., находится "маленький человек", затоптанный и беспомощный в борьбе против сил истории. Янчо ищет типическое в исторических ситуациях, в механизмах исторического действия.
Большие споры вызвали в Венгрии фильмы Янчо "Светлые ветры" (1968; Гран-при МКФ в Аделаиде, 1970) — обобщенный портрет послевоенных 40-х, с их политическим ригоризмом и непримиримыми идеологическими противостояниями, явившийся в своем роде откликом на студенческие волнения в Западной Европе конца 60-х. Здесь оформилась, кроме того, особая форма янчевского фильма: историческая парабола, принимающая вид фольклорного обрядового действа с хореографией и хоровым пением. От фильма к фильму это становилось определяющим свойством стиля Янчо, которому соответствуют свободное, насколько это возможно, движение камеры, длинные планы, антипсихологизм актерского существования в кадре.
Фильмы первой половины 70-х гг. — "Народ еще просит"/"Красный псалом" (1971; пр. за режиссуру МКФ в Каннах, 1972; "Золотой глобус" в Милане, 1972; пр. Патрика Пуже оператору Яношу Кенде в Париже, 1972), изображающие аграр-но-социалистическое движение конца XIX — началаXXвека, и "Любовь моя, Электра" (1974; "Серебряный жетон" МКФ в Чикаго, 1975), в основу которого положена политическая пьеса Ласло Дюрко, адаптировавшая в сюжете-параболе образы древнегреческой мифологии, —обозначили переход в творчестве Янчо от структурной символики его предшествующих работ к менее определенной и интуитивной сюрреалистической символике. Его картины насыщаются символами, метафорами, аллегориями, фольклорными и историческими реминисценциями. Еще более активно он оперирует аллегорическими образами и ритуальной символикой, следуя логике не привычно-повествовательной, а ассоциативной, в дилогии "Венгерская рапсодия" (1978) и "Аллегро Барбаро" (1979; пр. за дилогию в категории "арт-фильм", Барселона, 1979; и др.), представляющей собою авторскую версию XX века и ставящей в центр этой панорамы обобщенный образ Венгра, его историческую судьбу, его внутреннее напряжение, его попытки выстоять в середине Европы на ветрах Большой Политики. Эту модель янчевского кино наследуют и развивают другие его фильмы 70-х гг., а также те, что осуществлены им в Италии ("Пацифистка", 1970; "Техника и ритуал", 1972; "Рим хочет другого императора", 1973; "Частные грехи, публичные добродетели", 1975; и др.)
Театрализованная кинопоэтика Янчо в немалой степени объясняется и поверяется его театральной практикой: с 1971 г. параллельно с фильмами он ставит на разных сценах театральные спектакли. В 1983— 1985 гг. вместе со своим постоянным автором — кинодраматургом и романистом Дюлой Хернади и с писателем и драматургом Ласло Дюрко (по чьей пьесе Янчо сделал фильм "Любовь моя, Электра") руководил театром в Кечкемете.
В 80—90-е гг. режиссер насыщает свой кинематограф современностью, оставаясь связанным с определенным кругом идей и навязчивых вопросов: о механизмах подавления и манипуляции — психологической и идеологической, о плохом самочувствии человечества, о кризисе духовных ценностей ("Сезон чудовищ", 1987; "Гороскоп Исуса Христа", 1988; "Бог пятится назад", 1990; "Вальс "Голубой Дунай"", 1991; пр. за лучшую режиссуру на МКФ в Монреале; "Большая смерть мозга" (тридцатиминутная новелла из коллективного кинотриптиха "Любите друг друга, ребята", 1995). Тут, как в антологии, вся характерная янчев-ская поэтика (знаменитые длинные планы, маниакальное кружение кинокамеры, стилизованное и постоянно изменяющееся пространство, в котором персонажи совершают свой "невралгический балет"), все слагаемые его сюрреалистически-суггестивного киномира, излюбленные образы-перевертыши (лошади, горящие свечи, белый автомобиль, въезжающий прямо в интерьер, обнаженные статистки), наделяемые по прихоти то одним значением, то прямо противоположным. И привычные в киномире МиклошаЯнчо лица: Дьёрдь Черхалми, Андраш Козак, Иожеф Мадараш, Ласло Гал-фи... Сложившийся художественный язык обновляется в этих картинах некоторыми частными новациями — например, игрою с видео, позволяющей прихотливо манипулировать временем и пространством.
В последние годы Янчо работал над циклом документальных лент, посвященных еврейским общинам и древним захоронениям, а вслед за тем поставил два фильма о современности в стиле социальной буффонады ("Господь дал мне светильник в Будапеште", 1998; "Мать твою! Комары", 1999).
Янчо эпизодически работал также на телевидении, ставя спектакли и фильмы (многосерийный фильм по роману Ласло Дюрко "Счастливое хождение по мукам доктора Фауста", 1982; фильм-концерт "Омега, Омега...", 1984, и др.). В 1986-1991 гг. возглавлял Союз венгерских кинематографистов. В разные годы преподавал в будапештском Институте театра и кино. Удостоен многих почетных венгерских наград и званий. В 1979 г. в Каннах, в 1990 г. в Венеции и в 1994 г. в Будапеште удостаивался специальных призов за вклад в киноискусство.

Фильмография:
"Жигмонд Мориц" (MoriczZsigmond, док.), 1956; "На окраине города" (Avarosperemen), 1957; "Художник Деркович" (Derkovics, науч.-поп.), "Колокола отправились в Рим" (А harangok Romaba mentek), оба — 1958; "Бессмертие" (Halhatatlansag), 1959; "Искусство продавца" (Az elada's nuiveszete, науч.-поп., совм. с М. Месарош), "Три звезды", 1-я новелла (Harom csillag), оба
— 1960; "Рассветы и закаты" (Alkonyokes hajnalok, док.), "Колесо времени" (Azidokereke, док.), оба — 1961; "Развязка и завязка"/"Кантата" (Oldas es kotes/ Cantata), 1962; "Эй, ты, живое дерево..." (Hej, to eleven fa, док.), 1963; "Так я при шел" (Igyjottem), 1964; "Бедные парни"/ "Без надежды" (Szegenylegenyek), 1965; "Звезды и солдаты" (Csillagosok, katonak), "Тишина и крик" (Csend es kialtas), оба — 1967; "Красный май" (Voros majus, док., совм. с Ф. Грюнвальским), "Светлые ветры" (Fenyes szelek), оба — 1968; "Сирокко" (Sirokko), 1969; "Пацифистка" (La Pacifista), "Агнец Божий" (Egi barany — Agnus Dei), оба — 1970; "Народ еще просит"/"Красный псалом" (Megkera nep/Vorospsalom), 1971; "Техника и ритуал" (La tecnica e il rito), 1972; "Рим хочет другого императора" (Roma rivuole Cesare), "Ронкони и Пазолини" (Ronconies Pasolini, док.), оба — 1973; "Любовь моя, Электра" (Szerelmem, Elektra), 1974; "Частные грехи, публичные добродетели" (Vizi privati, pubbliche virtu), 1975; "Венгерская рапсодия" (Magyarrapszodia), 1978; "Аллегро Барбаро" (Allegro Barbara), 1979; "Сердце тирана, или Боккаччо в Венгрии" (Azsamok szive, avagy Boccaccio Magyarorszagon), 1981; "Музыка Будапешта": "Будапешт глазами Янчо" (Budapesti muzsika, док., тв), "Счастливое хождение по мукам доктора Фауста" (Faustus doktor boldogsagos pokolyarasa), оба — 1982; "Присутствие" (Jelenlet, док. сериал), 1965, 1976, 1982; "Омега, Омега..." (Omega, Omega...),
1984; "Рассвет" (L'aube), 1985; "Заметки о Суоми" (Suomijegyzetek, док.,тв), 1986; "Сезон чудовищ" (Szornek evadja), 1987; "Гороскоп Исуса Христа" (Jezus Krisztus horoszkopja), 1988; "Бог пятится назад" (Isten hatrafele megy), 1990; "Вальс "Голубой Дунай"" (Кёк Duna keringo), 1991; "Камни говорят" (Kovek iizenete, док. сериал), 1993—1994; "Большая смерть мозга", из киносборника "Любите друг друга, ребята" (A nagy agyhalal/Szeressiik egymast, gyerekek), 1995; "Просто это..." (Egyszerii ez..., док.), "Я, Аттила Йожеф, здесь!" (En, Jozsef Attila, itt vagyok!, док., тв), "Визит" (Latogatas, док.), все— 1996; "Зеленый лес, зеленые горы, счастье приходит и уходит" (Zold az erdo, zold a hegy is, a szerencse jon is, megy is, док., совм. с Й. Бойтё), 1997; "Играй, Феликс, играй!" (Jatssz, Felix, jatssz!, док., совм. с Ф. Грюнвальским), "Птицаплачет" (Siramadar", док., совм. с Ф. Грюнвальским), "Господь дал мне светильник в Будапеште" (Nekem lampast adott kezembe az Or Pesten), все — 1998; "Мать твою! Комары" (Anyad! A szunyogok), 1999

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz