Иржи Вайс
Weiss Jin

Чехословацкий режиссер,
сценарист, продюсер.
Родился 29 марта 1913 г. в Праге.

 

 

РЕЖИССЕРЫ
   

С детства мечтал снимать фильмы, однако после окончания гимназии по настоянию родителей начинает изучать право. В 1933 г. В. знакомится с писателем Владиславом Ванчу-рой, который в то время приступает к съемкам авангардного фильма "Неверная Марийка", и становится третьим ассистентом режиссера. Не закончив учебы на юридическом факультете, В. целиком посвящает себя журналистике и кино. Благодаря успеху узкопленочного фильма "Люди на солнце" (1935), отмеченного Почетным дипломом на МКФ в Венеции в категории любительских фильмов, В. становится сценаристом и режиссером отделения короткометражных фильмов киностудии "Баррандов". Этот период стал для него серьезной кинематографической школой. Здесь он снимает несколько документальных лент: "Дайте нам крылья" об авиации, (1936), "Песньо печальной земле" (1937) о Прикарпатской Руси, "Дорога из тени" и др. Перед оккупацией Чехословакии эмигрирует в Англию, где из чешскмх материалов создает антифашистский монтажный фильм о захвате Чехословакии "Изнасилование Чехословакии" и несколько других ярких документальных лент. Благодаря этим работам он попадает в английские павильоны, где снимает два игровых фильма "Кто убил Джека Робинса" и "Джон Смит просыпается", после чего продолжает работать как документалист. Под влиянием работ советских мастеров 20-х гг. и британской документальной школы снимает несколько короткометражных фильмов, отличающихся трезвым реалистическим взглядом на происходящие события ("Вечная Прага", "Перед налетом" и др.). В 1941 г. по просьбе Советского посольства в Лондоне создает документальную монтажную ленту о борьбе советских людей с фашизмом "Советский Союз атакует". С 1943 г. начинает работать в министерстве иностранных дел Чехословакии в качестве военного корреспондента. Лишь вернувшись на родину, В. приступает к съемкам своего первого полнометражного игрового фильма "Украденная граница", напоминающего по стилистике его довоенные поэтические документальные репортажи. Снятая по сюжету писателя Милослава Фаберы, полная сдержанного драматизма лента рассказывала о трагических событиях осени 1938 г., когда мюнхенский сговор позволил нацистам захватить значительную часть Чехословакии. Затем В. снимает ряд фильмов, посвященных строительству нового социалистического государства, полных оптимизма и надежд на будущее справедливое устройство общества ("Хищники", "Мой друг Фа-биан", "Песня о слете", док., и др.), а также историческую политическую драму "Встанут новые бойцы" (Государственная премия за 1951 г.) о зарождении рабочего движения в Чехословакии по одноименному роману Антонина Запотоцкого. Приверженность к реализму, документальная достоверность сюжетов, высокий профессионализм сделали этот фильм событием в чехословацком кинематографе 50-х. В то же время в нем впервые была опробована концепция государственного историзма, надолго определившая стиль и идеологию чешского исторического фильма. Согласно этой концепции современное государственное устройство стало осуществлением мечты и чаяний народных масс и было предопределено самим ходом развития истории. Так была подведена идеологическая база под теорию бесконфликтности и отдельных мелких недостатков, которая на протяжении полутора десятков лет будет определять лицо чехословацкого фильма о современности. Однако в творчестве Вайса главной остается тема войны и оккупации, которая варьируется в целом ряде его фильмов, становясь неотъемлемым фоном психологических и социальных драм и трагедий его героев ("Последний выстрел", "Жизнь, поставленная на карту" по роману К.Й.Бенеша "Голос родины", "Трус"). Самым сильным фильмом В. на эту тему стала глубокая и проникновенная лента "Ромео, Джульетта и тьма" (по Яну Отченашеку), о трагической любви еврейской девушки и чешского юноши в оккупированной Чехословакии. Фильм был награжден многочисленными отечественными и международными призами ("Золотая наяда" на I МКФ в Порретта-Терме, "Золотая раковина" на МКФ в Сан-Себастьяне — обе 1960, и др.). Большим международным успехом пользовалась психологическая драма Вайса "Волчья яма" по одноименному роману Ярмилы Глазаро-вой о сложных взаимоотношениях между мужем "во цвете лет", его стареющей женой и их молоденькой воспитанницей (Яна Брейхова). На МКФ в Венеции фильм получил приз ФИПРЕССИ. На том же фестивале приз за лучшее исполнение женской роли был присужден актрисе Иржине Шейбаловой, сыгравшей стареющую женщину, терзаемую ревностью и жаждой мести.
В стороне от главного русла творчества Иржи Вайса остаются не слишком удачная драма из жизни современной молодежи "Такая любовь", снятая по одноименной пьесе Павла Когоута, и аллегорическая сказка "Золотой папоротник" (1963, поЯнуДрде)олюбви, измене и возмездии, а также фильм для детей и о детях "Пунтя и четырехлистник".
В 1964 г. В., который не может найти себя в новом чехословацком кинематографе, делает попытку реабилитировать идею международных копродукций и снимает с англичанами фильм "31 градус в тени", запутанную историю о мошенничестве в продовольственном магазине. В создании фильма вместе с чехами принимали участие британский продюсер Р. Стросс и актеры Анна Хейвуд, Джеймс Бут и сэр Дональд Волфит, исполнявшие главные роли наряду с одним из лучших чешских актеров Рудольфом Гру-шинским. Однако ни этот фильм, ни, как всегда, профессионально снятую в 1966 г. комедию "Убийство по-нашему", напоминающую ленту Джерми "Брак по-итальянски", но лишенную очарования оригинала, нельзя назвать творческими удачами. На фоне набирающей силу "новой чехословацкой волны" они выглядели явным анахронизмом.
Помимо режиссерской деятельности Вайс принимал участие в литературной подготовке некоторых баррандовских сценариев("Робин-зонка" в сотрудничестве с О. Гофманом и Я. Плескотом, "Репортаж с петлей на шее" с Я. Отченашеком), был автором идеи комедии М. Фри-ча "Королькоролей", сотрудничал с чехословацким телевидением (большим успехом пользовался его сред-неметражный фильм "Извините за ошибку" с Иржиной Шейбаловой в главной роли).
После чехословацких событий 1968 г. Иржи Вайс эмигрировал в США. К режиссуре вновь обратился лишь в 1989 г. после возвращения в Чехию малопримечательным фильмом "Марта и я".

Фильмография:
"Люди на солнце" (Lide па slunci, к/м), "С субботы на воскресенье" (Ze soboty па nedeli, к/м), оба — 1935; "Дайте нам крылья" (Dejte nam kfidla, к/м), 1936; "Песнь о печальной земле" (Pisen о smutne zemi, к/м), 1937; "Дорога из тени" (Cesta ze stfnu, к/м), 1938; "Изнасилование Чехословакии" (Rape of Czechoslovakia, док., Великобритания), 1939; "Вечная Прага" (Eternal Prague, к/м, Великобритания), "Кто убил Джека Робинса" (Who killed Jack Robins, Великобритания), оба — 1940; "Джон Смит просыпается" (John Smith wakes up, Великобритания), 1941; "Советский Союз атакует" (Sovetsky Svaz utoci, к/м, Великобритания), 1942; "Перед налетом" (Before the Raid, Великобритания), 1943; "Ночь и день" (Night and Day, к/м, Великобритания), 1945; "Народное правительство" (Vlada lidu, к/м), 1946; "Украденная граница" (Uloupena hranice), 1947; "Хищники" (Dravci), 1948; "Последний выстрел" (Posledni vystfel), 1950; "Встанут новые бойцы" (Vstanou novfbojovnici), 1951; "Мой друг Фабиан" (Miij pfitel Fabian), 1954; "Пунтя и четы-рехлистник" (Punt'a a ctyflistek), 1955; "Жизнь, поставленная на карту" (Нга о zivot), 1956; "Волчья яма" (Vlci jama), 1957; "Такая любовь" (Takovalaska), 1959; "Ромео, Джульетта и тьма" (Romeo, Julie a tma), "Трус" (Zbabelec), оба — I960; "Извините за ошибку" (Prominte omyl, тв), "Золотой папоротник" (Zlate kapradi), оба — 1963; "31 градус в тени" (Tficet jedna ve stfnu), 1965; "Убийство по-нашему" (Vrazda po nasem), 1966; "Марта и я" (Martaaja), 1989.

 

 

 

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz