Милош Форман
Milos Forman

Американский режиссер.

 

 

РЕЖИССЕРЫ
   

В годы Второй мировой войны и оккупации Чехословакии потерял родителей в концлагере. Выпускник кинофакультета Пражской ФАМУ — академии искусств. С середины 50-х годов выступает в качестве сценариста, принимает участие в создании первых программ знаменитого театра «Латерна Магика».
В 1963 дебютирует документальным фильмом «Конкурс» (Konkurs), воспроизводя атмосферу молодежного увлечения джазом и достаточно безрадостную картину конкурса любителей этой музыки, которые демонстрируют свое умение перед профессиональным жюри. В 1964 Форман выступает с полнометражным фильмом «Черный Петр» (Black Peter/Cerny Petr, другое название «Петр и Павла», первая премия МКФ в Локарно), шокируя зрителей и, особенно, руководителей кинематографии ЧССР документально переданной атмосферой бесцветной жизни низов и сочетая достоверность неприкрашенной жизни с правдивым и ироничным изображением психологии героев, роли которых исполняли как профессиональные, так и непрофессиональные актеры. Раскованный, зачастую импровизированный диалог, отличное знакомство с выводимым на экране материалом, использование рок-музыки, воспринимаемой в те дни как символ молодежного протеста, и — главное — обращение к теме конфликта поколений сделали эту и последующие картины Формана, «Любовь блондинки» (Lasky Jedne Plavovlasky, 1965); «Горит, моя барышня...»/«Бал пожарных» (Hori, Ma Panenko, 1967), революционным событием в жизни кино ЧССР, а самого режиссера — признанным лидером так называемой «чешской волны». Подобно своим современникам и коллегам (В. Ясный, В. Хитилова, Э. Шорм, И. Менцель и др.) Форман противопоставлял эстетике соцреализма опыт и традиции чешской литературы (Я. Гашек, Б. Грабал, Й. Шкворецки), стремясь сообщить вписанному в документальную среду повествованию метафорический и символический смысл и заслужил упрек в цинизме и пессимизме за сатирическое изображение жизни рядовых членов строящегося социалистического общества.
В 1968 после вторжения советских войск в Чехословакию не вернулся из Франции, где вел переговоры о съемках нового фильма. Новая страница творчества режиссера открывается после его переезда в США, где в 1971 он снимает свой первый американский фильм «Отрыв» (Taking Off, премия МКФ в Канне), посвященный вечной теме Формана — конфликту поколений, в ходе которого старшее олицетворяет агрессивное начало и подавляет творческий дух молодежи, жаждущей свободы от всяческих пут и ограничений. В этой попытке показать Америку глазами иностранца Форман пытался сохранить верность своему методу и стилю на новом материале. Его следующая работа — эпизод о десятиборцах в документальном фильме «Глазами восьми» (Visions Of Eight, 1972) — об Олимпиаде в Мюнхене. В дальнейшем предпочитает экранизации американской литературы, позволявшие сохранить верность теме несовместимости поколений и симпатиям к молодежной контркультуре, выражавшей протест юности и прогресса против лицемерия и насилия «верхов». Не изменяет Форман и «бунтарям», нарушающим все нормы и традиции, обреченным на поражение и показываемым с иронической нежностью.
Лучшей картиной американского периода оказывается «Кто-то пролетел над гнездом кукушки» (One Flew Over The Cuckoo's Nest, 1975, по повести К. Кизи, премии «Оскар» за лучшие фильм, режиссуру, сценарий и лучшее исполнение мужской и женской ролей). Переработав первоисточник, Форман сделал героя Кизи борцом против удушающей диктатуры «молчаливого большинства» и показал его моральную победу над «системой». Затем режиссер создал киноверсию посвященного протесту молодежи против вьетнамской войны рок-мюзикла «Волосы» (Hair, 1979) и через два года — экранизацию антирасистского романа «Рэгтайм» (Ragtime) Э. Л. Доктороу. В 1984 Форман получает несколько «Оскаров» за экранизацию пьесы П. Шеффера «Амадей» (Amadeus) (за лучший фильм года и лучшую режиссуру), интерпретировав поединок Моцарта и Сальери как непримиримый и вечный конфликт между традицией и посредственностью с одной стороны — и гением, свободой и инстинктом с другой. В 1989 снял картину «Вальмон» (Valmont) по мотивам известного эпистолярного романа «Опасные связи» Шодерло де Лакло. После нескольких лет вынужденного простоя вновь привлек к себе внимание противоречивой лентой «Народ против Лэрри Флинта» (The People vs. Larry Flynt, 1996, главная премия на МКФ в Берлине-97) о драматической судьбе издателя порножурнала «Хастлер».
С 1975 преподает на киноотделении в Колумбийском университете.

Фильмография:
1955 NECHTE TO NA MNE сценарист
1956 DEDECEK AUTOMOBIL ассистент режиссера, исполнитель
1957 STENATA ассистент режиссера, сценарист, сюжет
1962 TAM ZA LESEM ассистент режиссера, исполнитель
1963 KDYBY TY MUZIKY NEBYLY режиссер, сценарист, экранизация
1963 КОНКУРС / KONKURS режиссер, сценарист, экранизация
1964 CERNY PETR режиссер, сценарист
1965 ЛЮБОВЬ БЛОНДИНКИ / LASKY JEDNE PLAVOVLASKY режиссер, сценарист
1967 БАЛ ПОЖАРНЫХ / HORI, MA PANENKO режиссер, сценарист
1968 LA PINCE A ONGLES сценарист
1971 MEETING MILOS FORMAN исполнитель
1971 ОТРЫВ / TAKING OFF режиссер, сценарист
1972 ГЛАЗАМИ ВОСЬМИ / VISIONS OF EIGHT режиссер
1975 LE MALE DU SIECLE сюжет
1975 ONE FLEW OVER THE CUCKOO'S NEST режиссер
1979 ВОЛОСЫ / HAIR режиссер
1981 RAGTIME режиссер
1982 BEFORE THE NICKELODEON: THE EARLY CINEMA OF EDWIN S. PORTER исполнитель
1983 CHYTILOVA VS. FORMAN исполнитель
1984 АМАДЕЙ / AMADEUS режиссер
1986 50 YEARS OF ACTION! исполнитель
1986 ОСКОМИНА / HEARTBURN исполнитель
1989 NEW YEAR'S DAY исполнитель
1989 ВАЛЬМОН / VALMONT режиссер, сценарист
1991 WHY HAVEL?

 

 

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz