Ян Сверак
Sverak Jan

Чешский режиссер.
Родился 6 февраля 1965 г. в Праге
в семье известного драматурга,
сценариста и актера Зденека Сверака.

 

РЕЖИССЕРЫ
   

Закончил отделение документального кино пражской Киноакадемии (ФАМУ). Уже в студенческих работах проявил склонность к пародированию предметов культа, интеллектуальной иронии и остроумным мистификациям. Несколько учебных фильмов Сверака ("Прощай, вокзальчик", "Ведья винодел") получили признание на отечественных и международных студенческих кинофестивалях. Учебная работа "Космическая Одиссея II" завоевала Гран-при на МККФ в Кракове в 1987 г., а дипломная квазидокументальная лента "Нефтееды" была отмечена уже целым рядом отечественных и зарубежных престижных наград, включая "Оскара" (1989) за лучший зарубежный студенческий фильм и возможность несколько месяцев стажироваться в Голливуде. Вернувшись домой из Америки, С. успешно работает в рекламе (среди прочих наград "Серебряный лев" на МКФ в Карловых Варах в 1994 г. за рекламный ролик "Колгейт-Марфу-ша"), а в 1991 г. снимает свою первую полнометражную ленту "Начальная школа" (пр. Карела Земана на фестивале детских фильмов, 1991; пр. за режиссуру Чешского литературного фонда за 1992 г.; Гран-при Фестиваля европейского кино во Франции, La Baule-1992; номинация на "Оскара" и др.) по сценарию, написанному отцом для другого режиссера. Уже студенческие работы предвосхищали его дебют легкостью повествования, богатой фантазией, остроумием кинематографических мистификаций и изяществом формальных решений. Действие фильма разворачивается вскоре после войны в пражском предместье. Десятилетний Эда и его друг слывут в школе отпетыми озорниками. Неудивительно, что в один прекрасный день учительницу увозят в сумасшедший дом. На ее место приходит загадочный педагог, овеянный слухами о своем героическом участии в нескольких военных операциях. Энергичный, бескомпромиссный, словом, настоящий мужчина, он становится кумиром всей школы. Единственная его, по мнению мальчиков, слабость — повышенная сексуальная озабоченность. Но однажды Эде приходится разочароваться в новом учителе и другими глазами взглянуть на своего занудного, как ему казалось, отца.
Сценарист Зденек Сверак создал автобиографическую мозаику из своих детских воспоминаний, обогатив ее не только ностальгически окрашенными традиционными темами классических чешских т.н. "школьных комедий" Мартина Фрича (озорные проделки, обманы, легкий авантюризм и т.п.), но и своими излюбленными мотивами мистификации, характерными для его театральных пьес 60-х гг., написанных для Театра Яры Циммермана. Режиссер Сверак-младший сохранил спокойный повествовательный темп, детально реконструировал атмосферу и среду времени, подчеркнул идилличность картины теплым тонированием, связал чисто чешские кинематографические традиции с современными выразительными средствами западного кинематографа, доверившись опыту постмодернизма и обратившись к визуальной и исторической памяти общества. Наконец, пригласил в качестве актеров культовые фигуры современной чешской культуры, каждая из которых несет с собой шлейф соответствующих ассоциаций: вернувшихся из длительной эмиграции актеров Яна Тршиску и Карлу Хади-мову, режиссеров Карела Кахиню, снявшего некогда фильм "Да здравствует республика!", где мир взрослых послевоенного времени так же увиден глазами ребенка, и Иржи Менцеля, осмелившегося когда-то в своей комедии "Преступление в женской школе" нарушить табу и соединить секс и учителей.
Сюрпризы, тайны, неожиданные повороты сюжета, равно как и легкий юмор, понимание человеческой грешной натуры, свойственны и следующему фильму Сверака "Поездка" ("Хрустальный глобус" на МКФ в Карловых Варах, 1995; Спец. пр. фестиваля EUROFILM'96 в Сен Этьене, Франция, пр. города Сен Этьен). Мечта двух друзей провести веселые каникулы, отправившись в путешествие на видавшем виды кабриолете, рассеивается, когда они встречают девушку, убегающую от ревнивого поклонника. Их невинная игра в бесшабашную свободу и легкомысленные приключения превращается в нечто иное, слегка напоминая американские культовые фильмы "Беспечный ездок" и "Парни побоку". "Американский след" ощущается и в фантастической комедии "Аккумулятор 1"(Гран-при МФ фантастических и приключенческих фильмов Юбари Фанта, остров Хоккайдо, Япония, и др.), название которой иронично отсылает к голливудским кинозрелищам типа "Терминатора".
Как и "Начальная школа", "Аккумулятор" — семейное произведение отца и сына Свераков. Главный герой землемер Ольда, которого играет сын Милоша Формана Петр Форман, страдает роковой потерей энергии. Причина в его двойнике-тени, который обитает в мире, простирающемся по ту сторону экрана телевизора. Только любовь помогает молодому герою избавиться от сетей телевизионного демона и стать на собственные ноги...
Сюжет об энергии, воле и нежности тесно связан с американскими повествовательными моделями интеллигентного развлечения для всей семьи. С. к тому же использует свой опыт "школы" телевизионной рекламы, энергично работает и с целым арсеналом спецэффектов.
В 1996 г. режиссер снимает свой четвертый, награжденный "Оскаром" фильм "Коля" по сценарию и с актерским участием Зденека Сверака. Трагикомедия об обыденных заботах необычного холостяка, который неожиданно становится "отцом" пятилетнего русского мальчика (его играет русский мальчик Андрей Халимон), разыгрывается в последний год коммунистического правления, завершаясь легендарным звоном ключей на Вацлавской площади, и уже потому закономерно затрагивает проблемы диссидентства и внутренней эмиграции, потерянного поколения и отношения к русским в связи с давнишней и совсем недавней историей. Картина имела громадный успех у критики и зрителей. Помимо самой престижной награды — "Оскара — она получила десятки других национальных и международных призов (Чешский лев за режиссуру, Чешский лев за лучший фильм года; Гран-при и пр. за лучший сценарий на МКФ в Токио, 1996; Почетный диплом на МКФ в Венеции, 1996; пр. Британской киноакадемии, 1997; пр. Ассоциации аргентинских кинокритиков и др.), принеся своему создателю мировую известность.

Фильмография:
"Прощай, вокзальчик" (Sbohem, nddrazicko), 1985; "Космическая Одиссея II" (Vesmirna odysea II, к/м), 1986; "Ведь я винодел" (Vsak su vinar), 1987; "Нефтееды " (Ropaci, к/м), 1988; "Начальная школа" (Obecna skola), 1991; "Аккумулятор 1" (Akumulator 1), "Поездка" (Jizda), оба —1995; "Коля" (Kolja), 1996; "Темно-голубой мир" (Dark Blue World), 2001.

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz