Луис Гарсия Берланга
Luis Garcia Berlanga

Испанский кинорежиссер.
Родился в 1921 г. в Валенсии.

 

 

РЕЖИССЕРЫ
   

Луис Гарсия Берланга увлекался поэзией, живописью, писал статьи о кино. Закончил университет в Валенсии. С открытием в 1947 г. киноинститута поступил на один курс с Хуаном Антонио Бардемом, совместно с которым и снял свою первую работу "Эта счастливая парочка" и написал сценарий "Добро пожаловать, мистер Маршал!". С 1961 г. тесно сотрудничает со сценаристом и писателем Рафаэлем Асконой, автором и соавтором почти всех его работ. Преподавал в Официальной киношколе, но отказался от этого вида деятельности, поскольку, по его словам, не мог определить принципа отбора студентов в творческом вузе. Основатель литературного эротического издания "Вертикальная улыбка" (La sonrisa vertical). Долгое время пребывал на посту президента Национальной фильмотеки. Призам и премиям на международных фестивалях, равно как и циклам, посвященным творчеству Берланги, поистине нет числа.
Излюбленным жанром Б. была и остается социальная сатира. Однако в чисто национальном испанском ее преломлении. "Эсперпентальной деформацией" назвал свой художественный метод сам Б. и пояснил: "Я растягиваю своих персонажей, словно они из резины". На самом деле, растягивать ему никого не приходится, Б. находит своих героев в реальной действительности, просто смотрит на них под несколько необычным углом зрения. Ну действительно, кому еще могло бы прийти в голову уравнять позиции палача и жертвы (" Палач"), поставить родовитых, но обнищавших дворян в положение экспонатов в собственном имении, превращенном в музей (трилогия "Национальное достояние", "Национальное ружье" и "Национальное III"), или вынудить почтенного, хотя и несколько скованного собственными комплексами буржуа сожительствовать с надувной куклой ("В натуральную величину")?
Начав свой путь в кино с радостной романтической комедии, Б. последовательно и планомерно погружается в гротеск и черный юмор. И если название их с Бардемом дебюта оказалось провидческим, если они, в самом деле, стали "счастливой парочкой" испанского кино, в том смысле, что долгие годы представляли собой его авангард, то при этом Бардем стал представителем социально-психологического его направления, а Берланга — основоположником гротескно-сатирического. Общим для режиссеров оставалось резкое неприятие существующего режима, а после смерти Франко в 1975 г. — его последствий. В Испании, с ее достаточно жесткой цензурой, кинематографу всегда был свойствен своеобразный эзопов язык, принимающий у каждого режиссера специфическую, его индивидуальности свойственную форму. Так Б. неизбежно показывает результат: его герои — жертвы социальной несправедливости, принимающей всевозможные формы — от ханжеской благотворительности ("Пласидо") до военной доктрины ("Калабуч", "Коровенка"). Быть может, наиболее последовательно эта тема прослеживается в самом значительном его произведении "Палач", где зять, унаследовавший должность палача от тестя, вынужден приобщиться к страшному ремеслу, несмотря на страх, — во имя социальных благ.
На протяжение всей своей творческой карьеры Берланга не устает бороться с социально несправедливым мироустройством, зачастую трогательно напоминая Дон Кихота, вступившего в бой с ветряной мельницей, что ни в коей мере не умаляет его таланта.

Фильмография:
- "Эта счастливая парочка" (Esa pareja feliz , совм. с Бардемом), 1951;
- "Добро пожаловать, мистер Маршал!" (jBienvenido, Mr. Marshall!; пр. за лучший сценарий на МКФ в Каннах), 1952;
- "Жених на выданье" (Novio a la vista), 1953;
- "Калабуч" (Calabuch; пр. МКФ в Венеции), 1956;
- "Счастливого рождества" (Losjueves, milargo), 1957;
- "Пласидо" (Placido), 1961;
- "Четыре истины", эпизод "Смерть и ..." (Las cuatro verda-des, episodioLamuerteyellecador...), 1962;
- "Палач" (El verdujo; пр. ФИПРЕССИ в Венеции), 1964;
- "Бутик" (La boutique, Аргентина), 1967;
- "Да здравствуют жених и невеста!" (jVivan los novios!), 1969;
- "В натуральную величину" (Tamando natural, Франция), 1973;
- "Национальное ружье" (Laescopeta nacional), 1977;
- "Национальное достояние" (Patrimonio nacional), 1980;
- "Национальное III" (Nacional III), 1983;
- "Коровенка" (La vaquilla), 1985;
- "Мориски и христиане" (Moros у cristianos), 1987;
- "Всем — по тюрьмам!" (Todos a la carcel), 1993.

 

Design by PacificWebArt
Hosted by uCoz